понедельник, 15 августа 2011 г.


Соль земли Луганской

«ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА…»



            1 сентября во всех учебных учреждениях страны отмечается День знаний. Но в ЛГУВД установилась особая традиция – отмечать 1 сентября не только  День знаний, но и день памяти генерал-полковника Эдуарда Алексеевича Дидоренко -  основателя Луганского государственного университета внутренних дел, профессора, члена-корреспондента Академии правовых наук Украины, заслуженного работника МВД СССР, Украины, почетного гражданина Луганщины. Даже смерть  Эдуарда Алексеевича не заслонила, а подчеркнула заслуги этого выдающегося человека. Умер генерал 1 сентября 2007 года, на боевом посту, в парадном мундире, за 15 минут до праздничного поздравления курсантов с началом нового учебного года. «Он жил, как генерал, и умер, как генерал. Право на такой уход из жизни имеют только великие люди», - сказал о своем наставнике его ученик и последователь ректор ЛГУВД полковник милиции Виталий Комарницкий. Сегодня «Православие Луганщины» рассказывает о жизни и делах этого выдающегося человека, доблестного сына Луганского края.

           Древняя христианская истина гласит: доброе дерево приносит добрые плоды. Эдуард Дидоренко родился в Ворошиловграде 10 июля 1938 года в семье педагогов. Его отец Алексей Андреевич (1903 -1963 гг.) - Заслуженный учитель Школы Украинской ССР, участник ВОВ, первый начальник областного управления образования, директор Луганского областного института усовершенствования учителей. Мама Елена Георгиевна (1918 – 2004 гг.) - учитель географии, директор школы в Каменном Броде. С детства  Эдуарда влекло небо. В свои пятнадцать он поступил в Ворошиловградскую школу ВВС Министерства обороны СССР, которую закончил в 1955 году. Но юноше не суждено было стать летчиком.  В 1956 году он начал свою трудовую деятельность слесарем Ворошиловградского тепловозостроительного завода, откуда по решению трудового коллектива в 1957 году был направлен в органы внутренних дел. Пытливый, напористый, инициативный, обладающий аналитическим складом ума, он быстро поднимался по карьерной лестнице. На протяжении восемнадцати лет Э.А. Дидоренко занимался оперативной работой, пройдя путь от оперуполномоченного уголовного розыска (1957 г.) до заместителя начальника управления уголовного  розыска Луганского областного управления внутренних дел (1974г.). Вспоминает товарищ и коллега Эдуарда Алексеевича полковник в отставке Юрий Ерошкин, начавший службу в г.Свердловске Луганской области:

четверг, 11 августа 2011 г.


История храмов Луганщины
                   
Свято-Александро-Невскому храму п.Селезневка – 100 лет.

 Впервые храм я увидел в возрасте 4 или 5 лет. Это было в Луганске в начале 60-х. Вспоминаю, как мы с мамой проходили мимо Петропавловского собора. Меня поразили ступеньки – они начинались с самого тротуара, от трамвайных путей, и поднимались рядами к самому храму (сейчас на их месте какая-то постройка). Впечатление было незабываемое. Уже тогда душа моя увидела и отметила что-то родное. Я сам не понимал, что это за здание такое необычное, но оно будто стало частью меня. Верно в песне поется: «с вечностью соприкосновенье».
Прошли годы. Дорога к храму еще не была открыта для меня. Душа искала что-то, но пока объяснения не было. Пришло время праздника 1000-летия Крещения Руси, и после этого события и в моей душе стала возгораться искра Божия, которая все эти годы еле-еле тлела.
Дивная цепочка событий в моей жизни и привела меня к пастырскому служению на ниве Божией. Впервые слово «Селезневка» я прочитал, будучи пономарем в Свято-Николаевском храме г.Алчевска в августе 1992г. Неся послушание пономаря и убирая в алтаре после службы, увидел висевшее на стене распоряжение из епархиального управления, где предписывалось посылать из Никольского храма священников на службы в пгт.Селезневка. И на братской трапезе неоднократно слышал от священников вопросы к благочинному о.Александру Устименко о Селезневском храме, о его необычной архитектуре - не католический ли он?

среда, 10 августа 2011 г.


Непобедимая победа



   На Ясной горе, близ города Ченстохова, в монастыре хранится древний чудотворный образ Пресвятой Девы, известный под именем Ченстоховская.
   Святой евангелист Лука написал около 70 икон Божией Матери. Предание приписывает Ему написание Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы, празднование которой совершается 19 марта и 9 сентября по новому стилю. Оно даже указывает на Иерусалим, как на место написания этого образа, и еще точнее на так называемую в Иерусалиме Сионскую горницу, в которой Спаситель совершил Тайную Вечерю накануне Своих крестных страданий и смерти, и в которой сошел Дух Святой на апостолов.
   В 66 году во время Римского нашествия на Иерусалим икона была спрятана христианами в пещере близ города Пеле. Через 300 лет она была вручена в знак благодарности и усердия в вере святой царице Елене, которая перевезла икону в Константинополь. Позже святой образ был передан патриархом Фотием святым равноапостольным Кириллу и Мефодию для благословения и просвещения славянских народов.
   В 10 веке икона оказалась в городе Белзе (Галиция). В 1340г. Польский король Казимир III реквизировал икону и множество других святынь и захватил Галицию. В 1377 г. Владислав Опольский перевез икону во Львов. В 1382г. князь – отступник отправил икону в Виленскую область и 9 августа, остановившись в селе Ченстохово на Ясной горе, поставил на ночь икону в храме Успения Богородицы, но утром забрать ее не смог. С этого времени она принадлежит латинскому ордену Паулинов и приобретает название Ченстоховская.
    Во время нахождения в Блезком замке икона неоднократно являла знамения чудотворной силы. Во время осады замка татаро – монголами икона была уязвлена неприятельской стрелой попавшей в лик Богоматери и из раны истекла кровь. Татарами овладело помрачение, и они оставили осаду замка. С этого момента на святой иконе остался знак в виде язвы треугольной формы.
    В 1430г. на лике Пречистой появились три шрама, когда противники латинства разграбили монастырь, и пытаясь вывести награбленные ценности вместе с иконой, увязли в болоте, один из грабителей случайно нанес оружием три шрама на лик Богородицы. Святотатцев постигло помрачение и они, бросив награбленное, бежали. К Ченстоховской иконе Божьей Матери приходили на поклонение царь Петр Великий и царь Александр Благословенный.
    Не оставила Божья Матерь Своим присутствием и нашу богоспасаемую Луганскую землю, явив чудотворный список Ченстоховской иконы в  с. Хорошее Слявяносербского района Луганской области. Теперь Ченстоховская икона  одна из главных святынь строящегося Свято – Вознесенского мужского монастыря с. Хорошее Луганской области.
    В храме она появилась сравнительно недавно, но с первых дней пребывания прославилась многими чудесами, и ей в связи с этим пожертвовано много украшений, из которых впоследствии мастерами ювелирного завода «Агат» города Ровеньки Луганской области была изготовлена новая золотая корона щедро украшенная драгоценными камнями.
   Сегодня к образу Божьей Матери со всех сторон стекаются люди страждущие различными недугами, и по своей  вере обретают исцеления. Не только православные, но и иноверцы преклоняются перед чудодейственной благодатью святой иконы. По молитвам перед нею многократно ниспадал на землю обильный дождь во время засухи, бесплодные жены получали чадородия, больные разными тяжкими заболеваниями обретали полное исцеление. Матерь Божия вразумляет и исцеляет, разжигает веру и не оставляет в самых безысходных житейских обстоятельствах. Многие люди, приходя в обитель, свидетельствуют о благодатной помощи, полученной ими от Пресвятой Богородицы через образ Ее «Ченстоховская».

игумен Иоанн (Сухина)

Святыни Луганщины
Небесный покровитель Алчевского благочиния


 Святитель Николай является одним из самых почитаемых святых на Руси. Угодник Божий и Чудотворец – неразрывно связано с именем святителя. Многие уверены в том, что это русский святой. Архиепископ г.Миры в области Ликии, живший в IV в. в Малой Азии (современная Турция), так близок и дорог народу святой Руси, что в честь него воздвигнуто храмов и монастырей больше, чем другим святым. Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. Даже мусульмане почитают христианского святого Николая. Первый в Русской Церкви храм святителя Николая был воздвигнут в Киеве равноапостольной Ольгой над могилой Аскольда, который был крещен святым Патриархом Фотием в 866г. с именем Николай.
Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах.
В Алчевском благочинии три храма возвигнуты в честь свт. Николая – Свято-Николаевский кафедральный собор г.Алчевска, храмы с. Адрианополь и с.Чернухино.
Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского – в рост, с благословляющей десницей и Евангелием и святителя Николая Можайского – тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения татаро-монголов.
Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской. Совсем недавно над вратами башни была обнаружена, бережно скрытая (считавшаяся утерянной) и теперь вновь открытая и освященная святейшим Патриархом Московским Кириллом 4 ноября 2010г. икона святителя Николая Можайского.
Символично и знаменательно, что в это же время по инициативе попечительского совета Алчевского благочиния, поддержанной священнослужителями и прихожанами храмов благочиния, и по благословению высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Луганского и Алчевского, был начат сбор средств на написание необычной иконы. Предполагалось, что она объединит центральный образ Святителя Николая и 16 изображений святых и праздников, чьи имена носят храмы благочиния. Центральным образом святителя Николая был выбран именно образ святителя Николая Можайского. Средства на общую для всех икону и собирались всем миром: в каждом храме Алчевска и Перевальского района были размещены ящички для пожертвований, куда каждый желающий мог опустить свою лепту. 8 месяцев шел сбор средств! Мало кто остался равнодушным к начинанию. Благодаря общему участию уникальная икона была написана, и паломническая миссия во главе с благочинным Алчевского округа протоиереем Александром Устименко побывала в г. Бари (Италия), где на мощах свт. Николая икона была освящена.
3 июля в г.Алчевске состоялся общегородской Крестный Ход по случаю прибытия соборной иконы свт. Николая. В Крестном Ходе, прошедшем через весь город от перекрестка улиц Сарматская и Волгоградская до Свято–Николаевского кафедрального собора, приняли участие более 1000 человек, в том числе священнослужители Алчевского, Лутугинского,  Станично-Луганского, Ровеньковского и Свердловского благочиний Луганской и Алчевской епархии.
            Как множество ручейков и речек стекаются в одно полноводное озеро, которое утоляет жажду всем приходящим к нему, так и соборная икона заступничеством святителя Николая и всех святых, изображенных на иконе, является неисчерпаемым источником благодатной помощи  всем с верою, любовию и надеждою прибегающим к ней. Более того, если к утоляющему жажду источнику мы должны придти сами, то икона святителя Николая теперь ежегодно будет приходит во все храмы Алчевского благочиния. В этом году соборная икона святителя Николая пройдет Крестным Ходом по всем 19 храмам благочиния, начиная со Свято-Николаевского кафедрального собора г.Алчевска (3 – 24 июля) и возвратится в него 14 апреля 2012г.
            Православная Церковь отмечает дни памяти святителя 19 (6) декабря – день успения святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 335) и 22 (9) мая – перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087).
            В самые тяжелые времена в жизни людей, народов, государств Господь не оставлял их без своей Помощи, без своего Покровительства. Промыслом и Благодатию Божиими дана нам эта Святыня Алчевской земли, чтобы каждый житель в наши нынешние очень трудные времена ощутил в себе присутствие действительного Защитника, Покровителя и Помощника, как «надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников освободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцем кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство».
Святителю Христов отче Николае и вси святии молите Бога о нас!

диакон Александр Харитон,
клирик Свято-Покровского храма г.Алчевска,
руководитель информационного отдела
Алчевского благочиния

понедельник, 8 августа 2011 г.


Луганская епархия. Двадцатилетие духовного возрождения
К 20-летию независимости Украины
Публикация в интернет-газете «Восточный вариант»  12 августа 2011 года



Одним из постоянных вопросов, на который практически невозможно быстро и толково ответить священнику, это вопрошение: «Что приводит людей в церковь?»

Разбить по категориям, типа: «радость», «горе», или «поиск истины» не получится по причине того, что путь к Богу у каждого свой. Мы не стадо, а абсолютно эксклюзивные и оригинальные личности. И осознавая свою персональную исключительность, в тоже время оказываешься перед фактом массовости открытия приходов, объединяющих десятки и сотни, а в областных центрах и столицах – тысячи людей.
1990 год - на Луганщине было чуть более 90 зарегистрированных православных общин, а ныне, через 20 лет их почти 400. Пришлось даже разделить область на две епархии: Луганскую и Северодонецкую, так как управлять такой махиной православных приходов одному епископу не по силам. Каждый год, с начала нового тысячелетия, прибавляется еще 5-7 приходов.
Рост численности соборов, церквей и церквушек в приспособленных помещениях начался чуть ранее обретения независимости Украины (после официального разрешения празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году), но основной пик регистрации пришелся на первое пятилетие 90-х.

суббота, 6 августа 2011 г.


    Новая приходская газета


В Свято-Казанском храме города Луганска, по благословению правящего архиерея, начат выпуск ежемесячной православной газеты «Догматик», где планируется не только освящать события, касающиеся непосредственно деятельности прихода, но и размещать катехизаторские и богословские авторские материалы. Редакторская работа возложена на архидиакона Тихона (Ильгова), верстка и издание газеты осуществляется трудами и заботами православной общины храма.
            В первых двух выпусках газеты, кроме приходских новостей и церковной летописи, размещены эксклюзивные материалы рассказывающие о двух монастырях Луганской области: Свято-Скорбященском и Свято-Ильинском, а также о жизненном пути духовника Старобельского монастыря схиархимандрита  Кирилла (Михличенко).
            Редакция газеты планирует серию материалов о святынях нашего луганского края, а также подборку статей о духовном воспитании молодого поколения.

Освящение часовни



    6 августа на территории МЧС состоялось освящение часовни в честь святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба. Чин освящения совершил Высокопреосвященный Иоанникий в сослужении настоятеля часовни протоиерея Евгения Соколовского и епархиального духовенства.
    После богослужения  Владыка обратился ко всем присутствующим с приветственным словом и выразил надежду, что «часовня станет  тем духовным островком, посещая который каждый человек в своем молитвенном обращении к Богу становился бы к Нему ближе».
   Поблагодарив настоятеля часовни, благотворителей и всех тех, кто активно содействовал строительству храмового здания за труды понесенные в пользу Святой Церкви и Луганской епархии, архипастырь торжественно вручил им отличительные  церковные грамоты. Особую благодарность в своем ответном поздравительном слове выразил о. Евгений Череднеченко Олегу Сергеевичу, который по уважительной причине не мог присутствовать на торжестве. Именно он выступил инициатором строительства часовни в этом поселке. Ее сооружению благотворитель способствовал в память о своем близком друге Борисе.
Преподав святительское благословение и окропив всех собравшихся святой водой правящий епархией в сопровождении настоятеля часовни о. Евгения осмотрел место под строительство типового храма в честь Касперского образа Божьей Матери. О. Евгений ознакомил Владыку с ходом текущих дел связанных со строительной кампанией и попросил его святых молитв.