Трагедия
одной судьбы
Следственное
дело № 13564
В результате
исследования ранее закрытых для научных сотрудников архивных фондов рушатся
созданные в советские времена «мифы», возвращаются забытые имена наших
соотечественников. В их числе имя священника
Акима Трофимовича Олексюка.
После того, как державные рычаги
оказались в руках советской власти, она потребовала не просто законопослушания:
борьба велась за души людей. Сам факт существования Церкви в СССР был для
богоборческой власти сильнейшим вызовом. Секретарь ЦК ВКП(б) Каганович в
секретном обращении к местным партийным комитетам в феврале 1929 года писал,
что религиозные организации «являются единственной легально действующей
контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы». В служителях Церкви
большевизм видел, прежде всего, своих духовных врагов, подлежащих в конечном
итоге полному уничтожению. Одним из
священников, на которых обрушился гнев дорвавшихся до власти атеистов, был священник
Аким Трофимович Олексюк, уроженец с. Засельцы Тернопольской области. Родился он
в 1886 году в семье крестьян-середняков. Был старшим из трех братьев. Когда
Акиму исполнилось семь лет, умер его
отец. Мама Ефросинья Михайловна осталась вдовой с тремя малолетними сыновьями.
Несмотря на материальные трудности, сыновья закончили начальную школу.
Спустя много лет Аким Трофимович, вспоминая
юношеские годы, написал в автобиографии: «…12 лет от роду, поступил в
Почаевскую Лавру, обучался во второклассной школе и пел в Архиерейском хоре. В
1902 году поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1906 году. До
1910 года работал сельским учителем. В 1910 году выдержал экзамен на получения
священного сана при Волынской Духовной Семинарии». В том же году архиепископом
Антонием (Храповицким) Иоаким Трофимович был рукоположен в сан священника и
определен настоятелем церкви в село Менчицы, что в Волынской епархии. До 1915
года Олексюк был священником в сельском приходе.
А затем
судьба сделала неожиданный виток. В 1915
году Иоакима Трофимовича назначают священником 320 пехотного Чембарского полка
в действующую армию для «поучения и совершения духовных треб».
В военное время священник мог
глубоко заглянуть в душу солдата, избрав для этого удобный, подходящий случай,
и образумить, и наставить
заблуждающегося. Поэтому и были введены в русской армии штаты православного
духовенства.
В бою место нахождения отца Иоакима
всегда было на передовом перевязочном пункте, где скапливались раненые,
нуждающиеся в моральной поддержке и медицинской помощи. Олексюк участвовал в
легендарном Брусиловском наступлении. Довелось отцу Иоакиму возглавить штыковую
атаку. В ходе наступления, один из
батальонов полка потерял своего командира, солдаты пришли в замешательство… Это
увидел полковой священник Олексюк. Высоко подняв крест и обещая солдатам верную
победу, отец Иоаким пошел на австрийцев.
В ходе Брусиловского наступления
Олексюк не единожды демонстрировал исключительный героизм и храбрость, за что и
был «…удостоен наперсным крестом от Святейшего Синода» и награжден боевыми
орденами святой Анны 3-й и 2-й степени с мечами. Было в ту пору отцу Иоакиму 30
лет.
В 1917 году, в связи с
революционным переворотом, должность полкового священника была упразднена.
Иоаким Трофимович возвращается с фронта домой. К этому времени, в связи с
приближением линии фронта, его родные были эвакуированы из Волынской губернии и
переехали в Лисичанск на постоянное место жительства. Олексюк, приехав в город,
устраивается учителем в лисичанскую рудничную школу. А через два года вышел
декрет правительства о запрещении учительствовать лицам, имеющим духовный сан.
Несколько месяцев, пока Олексюк не имел работы, семье было очень тяжело. Но
родные не роптали, смиренно ожидая лучших времен.
В начале 1920 года Иоакима
Трофимовича пригласили третьим священником в церковь г. Верхнего, что в трех
километрах от Лисичанска, а спустя три
года он перешел священником в Благовещенскую церковь г. Бахмут. В 1924 года
Иоаким Трофимович оставил духовную службу «… в связи с церковной разрухой» (как
в последствии указывал он сам в автобиографии).
В период наибольшего накала гонений
(годы так называемого «Большого террора» 1937-1938 гг.) гарантию личной
безопасности для «церковников» мог дать только полный разрыв с религией и
открытый переход на службу воинствующему безбожию. В те года требовалось и
другое – помочь выявить «контрреволюционных»
мирян, та же роль «осведомителей» предлагалась и мирянам. В конечном
итоге все сводилось к тому, что для того, чтобы не сесть самому, надо было
сажать других. Тогда внешне от Бога можно было и не
отрекаться. Однако для подавляющего большинства церковных служителей путь
скрытого предательства оказался столько же неприемлем, как и путь открытого
отречения.
Оставив свой приход, Олексюк в
последующие годы работал в различных советских учреждениях «на счетной работе».
Возобновил духовную службу Иоаким
Трофимович в 1942 году в период оккупации Ворошиловградской области немцами.
Впоследствии, уже будучи арестованным, на одном из допросов он показал: «Первое
время после прихода немцев в Ворошиловград я нигде не работал, жил за счет тех
запасов продуктов, которые у меня были к моменту оккупации города. В начале
сентября 1942 года, когда средства к существованию иссякли, я решил …
возобновить службу в церкви…».
Заручившись письменными
свидетельствами двух священников, с подтверждением его принадлежности к
духовенству, Олексюк пошел в Николаевский собор к благочинному с просьбой дать
ему приход.
Олексюк был назначен настоятелем
церкви в поселке Большая Вергунка. К этому моменту почти закончили ремонт
здания бывшей школы, в которой устраивалась церковь.
Освящение церкви произошло 29 ноября
1942 года и сопровождалось торжественным богослужением и крестным ходом. После
освящения церкви в Большой Вергунке на квартире у Олексюка был торжественный
обед, на котором, помимо духовенства, присутствовали члены Церковного совета,
староста управы и несколько немецких офицеров из местной комендатуры.
В ходе обеда Олексюк поблагодарил
собравшихся за посещение церковного торжества, за помощь прихожанам в открытии
церкви. Это короткая речь на обеде стала впоследствии краеугольным камнем в
обвинительном заключении по делу «арестованного священника Олексюка А.Т.».
…Осенью 1944 судьба в
который раз сделала крутой поворот…
Олексюк Аким Трофимович был
арестован 16 сентября 1944 года.
Обвинение ему предъявили 26 сентября
1944 года.
Весь компромат на арестованного
собирали в Б. Вергунке и в Ворошиловграде, используя свидетельские показания
местных жителей, направленные на создание версии о деятельности Олексюка как
агента немецкой разведки. Примечательно, что в деле Акима Трофимовича
фигурируют свидетельские показания 14 человек, жителей Б. Вергунки. 12 из них
засвидетельствовали, что «антисоветских высказываний Олексюка не слышали». Один
свидетель вспомнил, как священник в конце проповеди сказал: «Помолимся
православные, за победу над врагом». Сам, будучи уже под следствием, мужчина
истолковал этот призыв как «антисоветский».
На очной ставке Олексюк подтвердил:
«Да, я делал объявления о службе за
воинство и проводил такую службу, но я имел в виду всех погибших в войну. Это
была панихида…».
Отец Иоаким молился и за своего
сына, танкиста, майора Дмитрия Олексюка, погибшего в бою на Курской дуге в июле
1943 года и похороненного в братской могиле, вдали от родного дома на станции
Поныри Курской области. Командование части прислало Акиму Трофимовичу
благодарственное письмо и орден Отечественной войны 1-й степени, которым был
посмертно награжден майор Д. Олексюк. Друзья и товарищи по оружию писали:
«Пусть этот орден придаст Вам силы увидеть день нашей победы над ненавистным,
проклятым врагом…». Это письмо и сейчас бережно хранится у наследников
Олексюка.
… А следователю не было дела до
душевных мук отца, потерявшего сына. Следователь пытался уличить Олексюка в
визитах в управу. Во время следствия
обвиняемый Олексюк содержался под стражей во внутренней тюрьме УН КГБ по
Ворошиловградской области. Всего его допрашивали 16 раз, было проведено 4 очные
ставки.
Ни разу Олексюк не признал себя виновным,
неоднократно подчеркивал: «… молиться за «освободителя» и его воинство я не
призывал».
Да и как мог Человек духовный,
участвовавший в Брусиловском наступлении в Первую мировую; Священник, имеющий
боевые ордена и награжденный наперстным крестом; Отец, потерявший сына на
Курской дуге, предать свой народ и служить врагу?!
Но у следователя было иное мнение…
Особое Совещание при Народном
Комиссариате Внутренних дел СССР постановило: «Олексюка А.Т. за изменческое
поведение во время пребывания на оккупированной территории сослать в
Джамбульскую область Казахской ССР сроком на пять лет».
О пяти годах ссылки отец Иоаким вспоминать не любил.
В автобиографии он указал: «С сентября 1944 года по 1949 год вынужденный
перерыв». И больше ни слова о лагерных буднях, о трудностях, неполадках со
здоровьем, тяжелых условиях труда.
После освобождения Олексюк вновь
возвращается к церковной службе. В 1958 году к празднику Святой Пасхи
протоиерей Иоаким Олексюк был награжден Палицей, а в 1960 году по
благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия – крестом с
украшениями.
Будучи посредником между Богом и
людьми, Олексюк прожил долгую, полную трудностей и лишений жизнь. Прожил
достойно и самоотверженно!
Похоронен отец Иоаким на городском
кладбище на Острой могиле. 21 октября 1991 года Олексюк Аким Трофимович был
реабилитирован… Посмертно…
Татьяна Третьяченко
заведующая отделом музея истории и культуры г.
Луганска
Комментариев нет:
Отправить комментарий