Храм
Каменного Брода.
(Размышления
местного диакона)
Это
был февральский вечер. Территория соборного двора заснежена. Сыпались мелкие,
сухие, снежные крупицы, застилавшие белоснежным ковром весь двор. К началу
вечерни ветер утих. Темнело. В соборе перед царскими вратами священник в теплой
рясе, благоговейно перекрестившись, возглашает: «Благословен Бог наш…». Облачившись
и ставши у престола с правой стороны, готовлюсь выйти на свою первую «великую»
ектенью.
«Миром, Господу, помолимся», - прозвучало
с амвона. Эхо от каждого законченного слога молитвословий разносилось по всему
храму и вторило мне из разных его частей, - но оно не исчезало, а как будто-бы скрывалось
внутри толщи холодных стен. Храм был пуст. Но мне казалось, что вместе со мной,
служащим священником и хором, в храме молились сотни людей. Их молитвы,
душевные порывы, скорбные вздохи и просьбы, слезы радости, будто сотрясали эти
стены изнутри. Казалось: стены молятся. Вот она - «намоленность» храма, - подумалось мне…
«О святем храме сем…», - продолжаю я. Хор
протяжно отвечает тихим, благоговейным «Господи, помилуй». Снова повеяло
вечностью от стен древнего собора. В их окружении я вдруг почувствовал себя
одним из звеньев той цепи, которая продолжала историю храма со дня его
основания. Вмиг я оказываюсь в середине 18 столетия. 1761 год… Вот село
Каменный Брод, река Лугань, зажиточное население, а вот и преосвященный Иоасаф,
епископ Белгородский и Обаянский, благословляющий строительство деревянной
Петро-Павловской церкви.
1793 год. Петро-Павловская церковь перестроена и
обновлена… А вот та же церковь 1905 года – каменная, с колокольней,
трехпрестольная, с действующей воскресной школой и шестью клириками. Далее –
лихолетье. 1929 год. Храм закрывается. Его имущество передается Союзу
воинствующих безбожников. Иконы, иконостас сгружаются во дворах окрисполкома и
горсовета, а колокола сдаются «Рудметалторгу». С 30 года храм – склад, с 35-го
– кинотеатр «Безбожник». В1942 – в храме вновь прихожане за богослужением, с
50-го, храм – кафедральный собор.
О многом рассказали мне стены храма. Теперь
я знал, каковой была его история, и какой исторический путь ему пришлось
преодолеть сквозь века. Этот путь долгий и нелегкий. Его поочередно
сопровождали то горести, то радости.
Благодарю этих безмолвных, неподвижных свидетелей
за столь содержательную повесть. За то, что позволили мне окунуться вглубь
прошлых столетий и встретиться с людьми глубокой и твердой веры, для которых
Православие – не увлечение или приложение к повседневному быту, но способ и
образ жизни; для которых церковь Каменного Брода – это не памятник архитектуры,
а средоточие религии, пронизывающей всю жизнедеятельность каждого здешнего
жителя; Православие – для него, не только «родное» сердцу, без веры, службы и
храмовой радости, он не мыслил ни себя, ни своей жизни.
На миг моя мысль прервалась. В правом
алтаре соседнего Свято-Покровского придела звонко зазвенели бубенцы кадила. Юноша
прислужник тщательно настраивал его для каждения на «Господи, воззвах». Нарушив
благоговейную тишину, царившую в храме, пономарь твердой поступью направлялся в
основной Петро-Павловский придел, радуясь тому, что успел приготовить
курильницу заранее.
«Гоподи, помилуй», - неспешно с умилением
продолжает петь хор. В храме прохладно. Псаломщицы, наверное, слегка замерзли. На
нижнем левом клиросе сегодня их двое.
Невольно вспоминаются евангельские слова:
«Несть Бог мертвых, но Бог живых». Да, человек бесконечен. Он имеет начало – в
рождении, но не имеет конца. Смерть – лишь способ перехода в жизнь иную. Душа
человеческая бессмертна.
И, даже здесь, в условиях земной жизни,
память о тех людях, кто мужественно пережил смену эпох расцвета родного им
храма, его разрухи и возрождения, - не канула в небытие, не исчезла бесследно.
Передаваясь из поколения в поколение, запечатлеваясь в книжных сказаниях, она
продолжает жить. Как благоухающий дым фимиама, взвиваясь ввысь и заполняя собою
все пространство храма, она впитывается в каждую пору его суровых каменных стен,
и запечатлевается здесь навсегда. Память о прошлом становится атмосферой храма,
заполняющей каждый его потаенный уголок. Незримо окутывая каждого сюда пришедшего,
она делает его сопричастным прошлому. В таких условиях прошлое для него вновь
оживает. И он перестает быть одним, даже если вокруг него никого нет…
Прокравшись незаметно внутрь, густой
полумрак окутал мощные ушедшие ввысь навстречу к безвременью колонны храма. Четыре
евангелиста, расположившиеся между подкупольными нефами, держа в руках книгу
Истины, застыли в ожиданье чего-то. Их лики сосредоточенны и торжественны… Теплятся
лампады, освещая потускневшие от времени лики святых. Проникновенные глаза
смотрят на меня: то сурово с обличеньем, то всепрощающе радостно. Я ощутил их
близость. Святые апостолы Петр и Павел, святитель Иоасаф Белгородский, священномученик
Владмимр, святитель Иннокентий, преподобные Сергий и Никон, Серафим Саровский -
все святые… Они рядом. Они среди нас. Мы в разных мирах, но эти миры близки
друг к другу. Существующая между ними временная грань стирается в молитве,
обращенной к горнему миру с просьбой о помощи и справедливости.
Спасибо Вам угодники Божии за то, что
слышите нас! Своим присутствием и участием в жизни каждого из нас, Вы утверждаете
уверенность в возможности спасения. Не переставайте молиться за нас Богу!..
Повеяло благоуханием. Видимо алтарник
поторопился вложить в кадило ладан. Клубни дыма от расплавляющегося греческого
фимиама, невысоко поднявшись над престолом и образовав над ним небольшую,
густую тучку, мало-по-малу, не спеша, начали рассеиваться в различном
направлении и незаметно растворяться в
полумраке храма, надолго оставляя после себя запах сирени...
Неожиданно, как-то вдруг, вспомнил
символику кадила, фимиама: кадило – Лобное место, уголь – Крест, фимиам –
Христос, принесший Себя в Жертву за все человечество…
Я уверен: за многие годы, многие люди, для
которых храм Каменного Брода был «родным», пошли по этому пути – пути Христа.
И, хотя, они не были умерщвлены за Истину, - но они, в противостоянии «похоти
житейской», подвергали смерти собственную страсть. Они жертвовали своими силами
в борьбе за правду, - во имя добра. Каждый из них, придя в храм, из последних
сил, с молитвой на устах, вступал во внутреннее противоборство разрушительному злу,
нарушившему целостность человечества, подвергшему его всеобщей порче. Возложив
на жертвенник Алтаря все то, что близко и привычно этому дольнему миру;
отказавшись от сиюминутных удовольствий и временного, земного уюта, они с
твердой уверенностью предпочли Небо, Добро, Благо. Они посвятили себя Богу.
Вверили Его воли, свою. Это – жертва во имя Торжества Промысла Божьего.
Люди эти – друзья Божии.
И мы молимся за них.
«О…
служащих, и послуживших братиях, и прихожанах святого храма сего…» - вот оно, -
подумалось мне единство прошлого и настоящего. Оживляющая сила молитвы – это
чудо Веры! В ней память о прошлом и ушедшем, вновь становится жизнью,
теперешним и «настоящим». Незримо предстоя Престолу небесного Алтаря люди прошлых
веков и дня нынешнего, соприсутствуют друг другу, взаимодействуют друг с
другом, сопереживают. Церковь земная и Церковь небесная становятся едиными…
В освещенном ярким светом алтаре, с левой
стороны от престола, у аналоя стоит священник в полусогбенной позе, и,
перелистывая потертые страницы обветшавшего служебника, ища нужный
возглас, дошептывает вечерние молитвы.
Рядом пономарь, заждавшись диакона на «Господи, воззвах», время от времени
засыпает залипший кадильный уголек кусочками ладана… С северной стороны
иконостас,а слева от вратницы, полубоком в увенчанном семью лампадами киоте, в
испещренных серебром и золотом ризах распростерла свой спасительный покров
Пречистая Богородица. Она – наша, родная, Луганская. Ее Пречистый Лик всегда
обращен к молящимся. Она стройна, в меру строга, Ее взгляд бесконечно
любвеобилен. Как игуменья, и Владычица Она благословляет каждого пришедшего…
И кому, Она, Родная, не помогла?!.
«Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную,
Владычицу, нашу Богородицу и Приснодеву Марию и весь живот наш Христу Богу
предадим»…
Завершилась ектенья, но мое диаконовское
служение только начиналось.
Возвращаясь в алтарь думается и о прошлом, и о будущем.
Мысли хаотично переплетаются. Но теперь есть твердое убеждение, что я не только
читающий историю моего храма и знающий ее. Этого недостаточно. Я, как и каждый,
впервые вошедший в храм Каменного Брода и оставшийся здесь, должен стать продолжателем
этой истории; стать не только - лишь внешним наблюдателем жизни прихода, но и
участником в этой жизни. Ведь важно не присутствие в пределах храма, или
«отбывание» на богослужении, а живое соучастие в приходской жизни, общей
молитве; искреннее сопереживание друг-другу, активная взаимопомощь. «Друг друга
тяготы носите…», - не эти ли слова апостола, особенно уместны в обстоятельствах
церковной общины? А ведь в этом – Соборность Церкви, которую мы исповедуем за
каждым богослужением в любимом нам «Символе Веры».
И в этой Соборности нет «одиноких», нет
«самих по себе», нет «отрешенных от прошлого», нет и «чужих». Здесь все – «равноправные»
клети единого Богочеловеческого организма. Здесь все едины в Божественной
Евхаристии…
Ныне я продолжаю жить в Каменном Броде 21 века,
молиться там же, где молились прихожане тогда, в далеком 18 столетии; молиться
так же, как и они. Вольно и невольно, но я – продолжатель «рода» прихожан
Каменно-Бродского храма Петра и Павла.
Быть преемником родословной собора – огромная и
ответственная миссия. И ее нужно нести до конца каждому…
протодиакон Геннадий Пекарчук
Комментариев нет:
Отправить комментарий