понедельник, 6 февраля 2012 г.

Православная иконография


Икона – «богословие в красках»
Почитание святых икон имеет в Православной Церкви важное догматическое значение. Икона есть гораздо больше чем образ. Тем более икона не просто украшение храма или иллюстрация Священного Писания, икона – полное соответствие Первообразу. Именно этим объясняется большая роль иконы в Церкви. Будучи на таком положении, икона в течение своей большой истории, в борьбе с язычеством и ересями, в частности иконоборческой, выработала свой особенный художественный язык и символизм, который скрывает в себе глубокий богословский смысл.
Иконы часто называют «богословием в красках». И это действительно так. Почитание их догматично. Этот догмат сформулирован Седьмым Вселенским Собором (787 г.) и вытекает из основного исповедания Церкви - вочеловечения Сына Божия.
В иконе выражается вся полнота православного богословского вероучения, она неразрывно связана с самой внутренней жизнью Церкви, поэтому существование и рассмотрение иконы вне жизни церковной не возможно.


Символизм художественного языка иконы: образы или знаки
Духовную реальность и святость изображаемых на иконе образов невозможно изобразить ни словом, ни образом, ни каким-либо иным человеческим средством, поэтому в иконе на нее можно лишь указать символически, при помощи соответствующих форм, красок и линий, установленным Церковью художественным языком. «Иконность заключается преимущественно в том, КАК этот сюжет изображается, то есть в тех средствах, которыми указывается на святость изображаемого» (Успенский Л.А.).
            Особый богословский смысл в иконе имеет нимб или венчик сферической формы, который окружает голову образа. Нимб – не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы. Этот иконографический атрибут является внешним выражением святости, свидетельством о нетварном Божественном свете, он иносказательно, символически указывает на внутренне обоженное состояние человека, лик которого «паче солнца» сияет благодатным светом. Так как этот свет прямо изобразить невозможно, то единственным способом живописно передать его и является изображение круга, как бы разреза этого сферического света.
            Следующим образом или знаком святости является особое изображение формы и положения тела и одежд святого. Все тело святого, все детали, даже морщины и волосы, одежда и все, что его окружает, все объединено, приведено к высшему порядку.
Тело имеет аскетический вид, его части удлинены и вытянуты, как бы всем своим существом человек устремляется горе к Богу. Детали тела иногда необычного вида, в частности органы чувств: глаза без блеска, уши подчас странной формы, хотя само тело сохраняет свое биологическое строение. Посредством этого икона показывает нам прославленное состояние святого, его преображенный, вечный лик.
Даже краски, передающие цвет человеческого тела, не естественного тона плоти. «Красота здесь – красота внутренняя, духовная… Поэтому самый смысл иконы не в том, чтобы быть красивым предметом, а в том, чтобы изображать красоту – подобие Божие» (Успенский Л.А.).
Одежда святых строгих геометрических форм, света и складок, хотя сохраняет свои свойства и логически облекает формы человеческого тела. Она изображается так, что не скрывает от глаз прославленное состояние святого, а наоборот, его подчеркивает, выявляя образ его одежды славы.
              Особый смысл и значение имеют на иконе элементы тварного мира, особенно изображение диких животных, и архитектуры. Мир, окружающий благовестника и носителя божественного Откровения, человека, становится образом нового грядущего, преображенного мира. Все, что окружает святого отражает присутствие Божие. Действие святости распространяется на весь тварный мир, на весь космос, в частности на диких животных, вот почему и сами звери на иконе изображаются не совсем обычно, хотя каждый вид и сохраняет свои характерные черты. 
Изображение в иконе архитектуры, которая всегда служит лишь фоном, означает, что действие не замыкается, не ограничивается тем местом, где оно исторически произошло. Архитектура в иконах по своей форме часто идет вразрез с человеческой логикой, в отдельных случаях она подчеркнуто аналогична, с нарушением пропорций, размером и т.д. Однако подлинный смысл этого явления в том, что изображенное на иконе действительно выходит за пределы рассудочных категорий, за пределы законов земного бытия».

Историзм как условие явления духовной реальности
Сама Церковь, как Тело Христово и Богочеловеческий организм, сочетает в себе воедино две реальности: Бога и мира, историческую земную и благодати Духа Святого. Поэтому, самый смысл существования церковного искусства и заключается в видимом, наглядном свидетельстве об этих двух реальностях.
            В иконописных изображениях церковное Предание строго хранит  верность историческим данным, которые сохраняются в изображениях Спасителя, святых и Священной истории.
            Задача и цель православного образа – это наиболее полно и верно объяснить, сообщить и передать, насколько это возможно средствами искусства, истину Боговоплощения, Божественных и духовных реальностей явленных в реальностях земных и исторических. Из этого можно сделать соответствующий вывод, что следование конкретному историческому факту необходимо для возможности личного общения с изображенным на иконе лицом в благодати Духа Святого.
            «Всячески следует, - писал св. Патриарх Тарасий, - принимать честные иконы Господа нашего Иисуса Христа, поелику Он соделался совершенным человеком, если они только пишутся исторически верно, согласно евангельскому повествованию».
            Бережно сохраняется и всякая характерная черта в изображении святого. Дело не в том только, чтобы передать образ, освященный Преданием, но, главным образом, в том, чтобы сохранить живую и непосредственную связь с изображенным на иконе лицом. Поэтому так важно, по мере возможности, придерживаться портретного сходства.
            Конечно, икона не всегда передает полное сходство с изображенным на ней лицом. Иногда ущербность возникает из-за неопытности мастера, иногда присутствует из-за отсутствия и утери самих, полных, данных о святом. Однако и в этих случаях сходство не исчезает совсем; всегда остается известный минимум, который и обеспечивает связь образа со святым. «Если мы даже не признаем, - говорит прп. Феодор Студит, - что икона изображает одинаковый образ по сравнению с прототипом вследствие неискусства (работы), то и в таком случае (наша) речь не будет заключать нелепости. Ибо почитание (воздается иконе) не постольку, поскольку она отстает от сходства (с первообразом), но поскольку она представляет подобие (с ним)». 
            Необходимо отметить, что Православная Церковь никогда не допускала писание икон по воображению художника или с живой модели, так как это означало бы сознательный и полный отрыв от прототипа. Для избежания всякой фикции иконописцы пользуются или древними иконами, или их подлинниками. Многие древние иконописцы сами хорошо знали лики святых, они писали их либо по памяти, либо по зарисовкам или портретам, которые часто делались при жизни или сразу после смерти, либо по сохранявшимся различным сведениям и свидетельствам.
            Однако передача одной исторической реальности, как бы достоверна она ни была, иконой еще не является. Икона, прежде всего, должна указывать нам на святость, на причастие к Божественной жизни на ней изображенного. Поэтому портрет человека, являясь важным историческим документом, служит только в качестве пособия, но никак не может заменить саму икону.
Свет как образ Божественных энергий
            Образ света на иконах имеет важный духовный символ. Сам свет в православии под влиянием исихазма приобрел совершенно исключительное значение и смысл. Бог совершенно непознаваем по Своей сущности, но в тоже время Бог проявляет Себя в мире посредством нетварных, вечно сияющих Божественных энергий, которые познаются и созерцаются как свет.
            Божественный свет объемлет собой все существующее, поэтому и в самой иконе свет выступает ее фоном, который пронизывает собой все на ней изображенное.
 «Все здесь пронизано божественным светом, и поэтому предметы не освещены с той или иной стороны каким либо источником света; они не отбрасывают теней, ибо теней нет в Царствии Божием, где все пронизано светом» (Успенский Л.А.). Таким образом, внешний источник света на иконах отсутствует – свет всегда исходит от ликов фигур, из их глубины, как символ святости. Образ света в иконе – прежде всего золото, как образ истины и славы и через это – образ Божественных энергий.
Нетварный Божественный свет выражается в христианском искусстве с наибольшей силой в византийской мозаике и в витраже, но между мозаикой и витражом существует различие. Традиционный витраж выполнен из цветного стекла, введенного в архитектуру и освещенного извне, чаще всего солнцем. При этих условиях свет проявляется в совершенно особом качестве: получая ту или иную окраску цветного стекла, он как бы растворяет материальность стены.
В мозаике свет приобретает совсем иной характер. Мозаика, в особенности византийская, имеет уникальное свойство как бы излучать свет, что достигается действием золота и смальты. Некоторые цветные камни, используемые в мозаике, обладают способностью отражения. Свет идет на зрителя, скрывая его источник, с одной стороны, а с другой - ослепляет неосторожного.
Итак, можно сказать, что все это соответствует византийскому православному искусству, в отличие от западного ренессансного, основано на понимании чистого света без тени.  

Цвет в иконе
Цвет в иконописи имеет большое значение: он должен быть чистым, незамутненным, интенсивным, как бы передающим сияние преображенной материи.
Вообще цвет как таковой является результатом действия света. Связанный со светом цвет несет в себе глубокую духовную символику и значение. Цвет является важной составляющей частью художественного языка иконы, заключающий в себе часть ее богословского смысла.
В старинных иконах встречается три основных цвета: красный, синий и зеленый. Отец Павел Флоренский так объясняет значение этих цветов: «красный мы видим тогда, когда, склоняясь к западу, солнце пробивает своими лучами толщу земной атмосферы. Красный цвет активен. Голубой – зовущий, уводящий цвет неба с противоположной стороны заката. Зеленый цвет – нейтрален, и им окрашена средняя часть неба, находящаяся выше красной полосы заката».
Каждый цвет, как выше было сказано, имеет свое символическое значение. Золотом изображается все то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати. Золотой цвет – цвет Божественного света. Золотой нимб святого предает сияние благодатного света. Золото на иконе не символ земного богатства, а знак освещенности светом Божественной славы.
Кроме иконного фона и нимба золото в виде растекающихся струй (ассиста) накладывается на одежды Спасителя и на все другие предметы, через которые явлена Сила Божия. Ассист своим золотым струением знаменует проявление Божественных энергий. Иногда золото заменяется золотисто-желтой охрой, красным или белым цветом.
Пурпурный, или багряный, цвет - цвет царя, владыки и Бога. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной.
Красный цвет - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.
Зеленый цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.
Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах - это цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету нет места в лучезарном мире иконы.
             
Пространство и «обратная перспектива»
Характерной особенностью древних русских икон является особый способ изображения пространства и находящихся в нем земных и "небесных" существ и предметов. «В иконе, - пишет Н.Н. Третьяков, - в отличие от станковой картины, возможны все случаи построения пространства, ибо искусство иконы не знает ограничений. Художественное пространство иконы – это пространство бесконечности».
Пространство иконы трехмерное, которое может выражаться в иконе двояким образом: это или пустое пространство, изображаемое как абсолютно неразличимая лишенная градаций чернота (таковы пещеры), уподобляемая адской пропасти; или оно передается через взаимодействие действующих лиц и элементов композиции.
Самым значительным отличием воспроизведения пространства в иконописи является построение изображения согласно «обратной перспективе». Обратная перспектива имеет особый духовный смысл, с ее помощью выражается мир высшей духовной реальности. Таким образом, обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир.
Иконописец в отличие от светского художника не ставит себя мысленно в отчужденную позицию стороннего наблюдателя, но, наоборот, помещает себя как бы внутрь изображаемого пространства и изображает на плоскости доски мир, который открывается его взору со всех четырех сторон.
Пример обратной перспективы можно представить следующим образом. Когда перспектива прямая, рельсы, изображенные на картине, сходятся в одной точке – на линии горизонта, если же перспектива обратная, точка схода располагается не в глубине плоскости, а в том месте, где стоит перед иконой молящийся человек. Таким образом, параллельные линии в пространстве иконы не сходятся, а расширяются. Передний и задний планы в иконах имеют не изобразительное, а смысловое значение. Предметы заднего плана включены в общую композицию наравне с первоплановыми.
 
Защита иконопочитания
Итак, вышерассмотренные положения показывают нам на особое значение и предназначение православной иконы. Икона — это окно в священный (сакральный) мир и мир этот распахивается перед человеком, взирающим на икону. Поэтому так важно, чтобы икона не потеряла своего назначения и своего богословского содержания. Православная Церковь всегда боролась против догматического искажения иконопочитания, за что она заплатила кровью сонма мучеников и исповедников. И в наше время необходимо тщательно заботиться об охранении церковного искусства от обмирщения, от проникновения в него чуждых ему элементов, свойственных искусству мирскому. Каждый деятельный член Церкви Христовой должен всегда непоколебимо и мужественно стоять на страже защиты учения Церкви, за его подлинность и правду.

            архимандрит Дионисий (Тивяков),
теолог, настоятель Свято-Николаевского






собора г. Стаханова

Комментариев нет:

Отправить комментарий