понедельник, 27 февраля 2012 г.

Подвиг священника



С великой радостью мы, православные христиане, молимся во многих наших храмах. Мы счастливы от того, что у нас есть церковь и батюшка, мы открыто участвуем в совершении Таинств, дети наши крещенные, а весь жизненный путь подчинен Закону Божию и основан на нравственных  принципах христианства. Сегодня мы видим торжество православия на русской земле и благодарим Господа за великую радость спасения.
К сожалению, на нашей родной земле не всегда так было. Еще живы многие свидетели тех далеких и страшных лет в истории Советской власти, когда вера и православные христиане подвергались гонению и уничтожению.
Батюшка Иоанн Грешнов с матушкой (20-е годы)

После бурных революционных событий 1917 года и гражданской войны на основе коммунистических принципов в стране устанавливалась новая жизнь. Ярко это звучит в строках: «…разрушим до основания, а затем – мы наш, мы новый мир построим». И мир этот должен быть без Бога, поэтому красным террором на людей обрушились безбожники коммунисты. Первые десятилетия Советской власти, переплетенные индустриализацией, коллективизацией, культурной революцией и голодом, были насыщены еще и антирелигиозным дурманом, государственной программой уничтожения православия на русской земле. В стране действовал Союз воинствующих безбожников, церковь определялась как единственная легально существующая контрреволюционная организация. Поэтому карательный орган власти ОГПУ-НКВД с особой жестокостью приступил к разрушению церквей, репрессиям и расстрелам верующих.
Власти приняли страшное решение – с кровью вырвать тысячелетние корни христианства, страхом и голодом удушить собственный народ!!!
Страну опутали откровенная ложь, фальсификация истории, уничтожение культурного наследия, открытая преступность власти – аресты, убийства, клевета. Кровавое колесо истории прокатилось и по моей родной Антрацитовщине. Страшные события двадцатых – тридцатых годов прошлого века произошли в слободе Есауловка, где действовал Свято-Преображенский храм, настоятелем был протоиерей Иоанн Грешнов, а все люди слободы и прилежащих селений были верующие – от мала до велика.
Иоанн Грешнов после окончания Донской Духовной семинарии был рукоположен в священники Высокопреосвященным Афанасием Архиепископом Донским и Новочеркасским и направлен на служение в храм Архистратига Михаила села Картушино. Как священник и человек умный и образованный, батюшка Иоанн был законоучителем церковно-приходской школы, а также открыл школы грамоты в соседних поселках Рафаиловке, Лескино и Каменном.
В начале 20-х годов священник Иоанн Грешнов был назначен на служение в Свято-Преображенский храм слободы Есауловка. Церковь своего дома не имела, поэтому батюшка поселился в общественном доме на улице Краснивка. С первых дней своего служения в есауловском храме батюшка увидел в людях глубокую веру в Бога. Через многие поколения есауловцев вера православная в людях стала главной в их образе жизни. Каждый человек благоговейно в душе исповедовал веру в Христа, с любовью относился к церкви, особенно почитал православные обычаи, обряды и традиции.
Батюшка Иоанн руководил церковно-приходской школой, содействовал развитию церковного хора, а все его богослужения были возвышенны и торжественны. За короткий срок в слободе батюшка заслужил всеобщую любовь людей: всех крестил, учил, венчал, исповедовал, причащал, отпевал, понимал и помогал во всех житейских делах. Для людей церковь была открыта ежедневно.
Однако, уже в середине двадцатых годов местные коммунисты и активисты, выполняя задачу партии, породили злостное противостояние власти и церкви, властьимущих и простых людей. А в тридцатом году был установлен курс на открытое уничтожение церкви в селе.
В это время уже прокатилась волна закрытия и разрушения церквей в соседних селах – Дьяково, Нижний Нагольчик, Ново-Павловка, Боково-Платово и других. Бесноватый атеизм дурманил головы активистам и подвигал к действиям на распространение «антирелигиозной чумы» в Есауловке.
Усердными молитвами батюшки Иоанна и всех православных церковь в слободе сохранялась. Совершались все богослужения, Таинства и требы. Несмотря на запугивания, расправы и ложь, люди шли в церковь и верили в Бога. Необразованные и глупые активисты в сельском Совете и правлении колхоза требовали изгнания из села батюшки Иоанна и разрушения церкви. В ход пошли угрозы батюшке, клевета, нападения на церковный двор и дом священника. В селе сложилась напряженная обстановка: люди боялись, но тайно молились дома.
Поздней осенью тридцатого года в кромешной темноте ночи было совершено злодейское нападение на батюшкин дом и выстрелом из обреза убита единственная дочь – Антонина Ивановна. Горе и скорбь были не только в семье батюшки, это злодеяние потрясло все село. Но вера в людях была сильнее страха: Антонину похоронили всем селом и до сих пор память о ней хранится в сердцах людей.









Могила дочери священника Антонины. 2010 г.
Ничто не могло сломить сильного человека и настоящего священника Иоанна Грешнова. В Свято-Преображенском храме совершались богослужения, церковный хор был одним из лучших в районе, совершая молебен, батюшка Иоанн всегда на коленях молился:
– Господи, Иисусе Христе, Пресвятая Богородице, к вам припадаем о заступничестве, о спасении, грешники мы недостойные, услыште молитву нашу и помилуйте землю Русскую!.. Господи, просвети светом Истины гордынею омраченный разум сеятелей неверия и гонителей христиан, пробуди совесть заблудших и погибающих братьев наших и прости им, Господи, все прегрешения!.. Утоли раздоры, умири сердца непримерительные и пошли мир и благодать Свою на землю и люди Твоя, яко Ты еси Благ и Человеколюбец!..
Всех людей батюшка наставлял на добро и молитву за заблудших гонителей православных христиан.
Третьяченко Иван Васильевич (арестован в 1934)
Борьба с церковью усиливалась с каждым годом. С 34-го по страшный 37-ой год по Есауловке прокатилась волна арестов верующих людей, их называли «церковниками». На основании ложных доносов первым был арестован, демонстративно во время богослужения в храме, регент хора Третьяченко Иван Васильевич. Страшными темными ночами из села увозил энкаведешный «черный ворон» лучших людей: Бекляшову Марию, Должикова Федора, Бережную Василису, Винникова Давида, Шараева Марка, Гудыменко Ивана и других неповинных людей поглощало чрево сибирских лагерей. Всего было арестовано двадцать человек по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации. В страшных мучениях лагерей и перед смертью ни один человек не отрекся от Бога.


Должиков Федор Маркович (арестован в 1937 г.)

Батюшка Иоанн в слезах и страданиях молился Богу о сохранении церкви и за всех арестованных. Люди в селе боялись, но все равно шли в церковь и молились. Жизнь в селе продолжалась с верой в Бога.
На сельском собрании о закрытии церкви в 38-ом году старейшие люди выступили против закрытия, а к ним присоединились и все остальные. Тогда активисты села составили ложный протокол собрания и отправили в администрацию области. Решение о закрытии Свято-Преображенского храма с. Есауловка было получено в 39-ом году, но никто не осмелился разрушить храм. Наступило тягостное ожидание.
Батюшка Иоанн накануне разрушения храма круглосуточно молился и в последний день тайно вынес все святыни домой.
Хмурым осенним днем для разрушения церкви была направлена бригада рабочих шахты 22-53. В присутствии многих есауловцев рабочие сорвали кресты, разрушили купола церкви. Выброшенные иконы люди унесли по домам, даже один колокол удалось сохранить. На хмуром небе появилось белое облако над церковью и маленькой девочке Антонине было явление Божией Матери.
После разрушения храма тревога и состояние подавленности, мрачность жизни и ее пустота вошли во все есалуовские хаты: страдала душа христианина. Люди плотно закрывали ставни и двери, зажигали лампадки и молились перед церковными иконами дома.

Сохранившиеся стены разрушенного Свято-Преображенского храма

Через несколько дней решением сельсовета батюшка Иоанн с семьей был выселен из дома и изгнан из села. В разрушенной церкви был устроен колхозный склад. Но не устрашился священник, нашел на окраине заброшенную хату и поселился на Могилке.
Место убийства протоиерея Иоанна Грешнова 
Свирепствовали активисты, а отец Иоанн молился в хате, принимал всех верующих. Под страхом смерти и доносительства батюшка тайно по ночам крестил всех детей, местных и приносимых из соседних сел и шахтных поселков, совершал все требы. Нескончаемым потоком шли люди к батюшке, потому что они верили в Бога и любили неустрашимого батюшку Иоанна.
В сентябре 41-го военного года через Есауловку отступали части Красной Армии, а с 31 октября на окраине села заняла оборону 395 шахтерская стрелковая дивизия. В военное лихолетие молился батюшка Иоанн о каждом красноармейце, о победе над врагом. В своей хате он благословлял красноармейцев, а некоторых даже крестил. И на этом рубеже враг был остановлен на девять месяцев.
Священник Должиков Михаил Федорович
Лагутина Антонина Ивановна
Узнав о происходящем, сельские активисты насильно вывезли отца Иоанна за село под предлогом доставки в Боково-Антрацит. Возле Кругликовой балочки двое активистов набросились с кулаками на батюшку и хотели отнять крест. С собой жестокостью кирзовыми сапогами изуродовали они батюшкино лицо, в ярости били камнями по голове до потери сознания и, испугавшись, бросили тело в глубокий овраг. Подобрали бездыханного священника Иоанна Грешнова проезжающие солдаты и доставили в медсанчасть на Фоминовку, где на следующий день он был похоронен в братской могиле, как павший на поле боя…

Прошли тяжелые годы Великой Отечественной войны и восстановления страны. В 50-е годы при церкви Святого Александра Невского села Боково-Платово были созданы «двадцатка» и Есауловский хор, регентом которого был Должиков Ф.М. При храме с.  Боково-Платово сохранилась есауловская церковь. Несмотря на хрущевские гонения на церковь, в Есауловке вера в Бога была во всех семьях. Так было заложено нашими предками. После празднования 1000-летия крещения Руси усердиями и стараниями Антонины Ивановны Лагутиной и других верующих в Есауловке была возрождена церковная община в 1990 году. А под предводительством священника Должикова Михаила Федоровича построен новый Свято-Преображенский храм, действующий и сегодня.






Через многие десятилетия мы отчетливо понимаем подвиг священника Иоанна Грешнова, заключающийся в том, что он не устрашился безбожников и до конца дней своих служил Богу и людям; он знал о страшных злодеяних большевиков и сознательно пошел на мученическую смерть ради веры православной, показав людям истинную веру, крепость священника и силу духа православного человека; и главное, он знал о незыблемости веры православной на русской земле и благословил на возрождение церкви маленькую девочку Антонину Бережную (Лагутину) и юного Михаила Должикова на священослужительство в с. Есауловка. Время подтвердило его подвиг!
На каждом богослужении в новом Свято-Преображенском храме поминаются убиенные батюшка Иоанн и его дочь Антонина, все за веру православную пострадавшие, молятся люди перед «старыми» иконами и звучит колокол «старой» церкви. И так будет во веки веков!
Профессор, П. Должиков

Комментариев нет:

Отправить комментарий