С великой
радостью мы, православные христиане, молимся во многих наших храмах. Мы
счастливы от того, что у нас есть церковь и батюшка, мы открыто участвуем в
совершении Таинств, дети наши крещенные, а весь жизненный путь подчинен Закону
Божию и основан на нравственных
принципах христианства. Сегодня мы видим торжество православия на
русской земле и благодарим Господа за великую радость спасения.
К сожалению, на
нашей родной земле не всегда так было. Еще живы многие свидетели тех далеких и
страшных лет в истории Советской власти, когда вера и православные христиане
подвергались гонению и уничтожению.
Батюшка Иоанн Грешнов с матушкой (20-е годы)
|
Власти приняли
страшное решение – с кровью вырвать тысячелетние корни христианства, страхом и
голодом удушить собственный народ!!!
Страну опутали
откровенная ложь, фальсификация истории, уничтожение культурного наследия,
открытая преступность власти – аресты, убийства, клевета. Кровавое колесо
истории прокатилось и по моей родной Антрацитовщине. Страшные события двадцатых
– тридцатых годов прошлого века произошли в слободе Есауловка, где действовал
Свято-Преображенский храм, настоятелем был протоиерей Иоанн Грешнов, а все люди
слободы и прилежащих селений были верующие – от мала до велика.
Иоанн Грешнов
после окончания Донской Духовной семинарии был рукоположен в священники
Высокопреосвященным Афанасием Архиепископом Донским и Новочеркасским и
направлен на служение в храм Архистратига Михаила села Картушино. Как священник
и человек умный и образованный, батюшка Иоанн был законоучителем
церковно-приходской школы, а также открыл школы грамоты в соседних поселках
Рафаиловке, Лескино и Каменном.
В начале 20-х
годов священник Иоанн Грешнов был назначен на служение в Свято-Преображенский
храм слободы Есауловка. Церковь своего дома не имела, поэтому батюшка поселился
в общественном доме на улице Краснивка. С первых дней своего служения в
есауловском храме батюшка увидел в людях глубокую веру в Бога. Через многие
поколения есауловцев вера православная в людях стала главной в их образе жизни.
Каждый человек благоговейно в душе исповедовал веру в Христа, с любовью
относился к церкви, особенно почитал православные обычаи, обряды и традиции.
Батюшка Иоанн
руководил церковно-приходской школой, содействовал развитию церковного хора, а
все его богослужения были возвышенны и торжественны. За короткий срок в слободе
батюшка заслужил всеобщую любовь людей: всех крестил, учил, венчал,
исповедовал, причащал, отпевал, понимал и помогал во всех житейских делах. Для
людей церковь была открыта ежедневно.
Однако, уже в
середине двадцатых годов местные коммунисты и активисты, выполняя задачу
партии, породили злостное противостояние власти и церкви, властьимущих и
простых людей. А в тридцатом году был установлен курс на открытое уничтожение
церкви в селе.
В это время уже
прокатилась волна закрытия и разрушения церквей в соседних селах – Дьяково,
Нижний Нагольчик, Ново-Павловка, Боково-Платово и других. Бесноватый атеизм
дурманил головы активистам и подвигал к действиям на распространение
«антирелигиозной чумы» в Есауловке.
Усердными
молитвами батюшки Иоанна и всех православных церковь в слободе сохранялась.
Совершались все богослужения, Таинства и требы. Несмотря на запугивания,
расправы и ложь, люди шли в церковь и верили в Бога. Необразованные и глупые
активисты в сельском Совете и правлении колхоза требовали изгнания из села
батюшки Иоанна и разрушения церкви. В ход пошли угрозы батюшке, клевета,
нападения на церковный двор и дом священника. В селе сложилась напряженная
обстановка: люди боялись, но тайно молились дома.
Поздней осенью
тридцатого года в кромешной темноте ночи было совершено злодейское нападение на
батюшкин дом и выстрелом из обреза убита единственная дочь – Антонина Ивановна.
Горе и скорбь были не только в семье батюшки, это злодеяние потрясло все село.
Но вера в людях была сильнее страха: Антонину похоронили всем селом и до сих
пор память о ней хранится в сердцах людей.
Могила
дочери священника Антонины. 2010 г.
Ничто не могло
сломить сильного человека и настоящего священника Иоанна Грешнова. В
Свято-Преображенском храме совершались богослужения, церковный хор был одним из
лучших в районе, совершая молебен, батюшка Иоанн всегда на коленях молился:
– Господи, Иисусе Христе, Пресвятая Богородице, к вам припадаем о
заступничестве, о спасении, грешники мы недостойные, услыште молитву нашу и
помилуйте землю Русскую!.. Господи, просвети светом Истины гордынею омраченный
разум сеятелей неверия и гонителей христиан, пробуди совесть заблудших и
погибающих братьев наших и прости им, Господи, все прегрешения!.. Утоли
раздоры, умири сердца непримерительные и пошли мир и благодать Свою на землю и
люди Твоя, яко Ты еси Благ и Человеколюбец!..
Всех людей батюшка наставлял на добро и молитву за заблудших гонителей
православных христиан.
Третьяченко Иван Васильевич (арестован в 1934) |
Борьба с
церковью усиливалась с каждым годом. С 34-го по страшный 37-ой год по Есауловке
прокатилась волна арестов верующих людей, их называли «церковниками». На
основании ложных доносов первым был арестован, демонстративно во время
богослужения в храме, регент хора Третьяченко Иван Васильевич. Страшными
темными ночами из села увозил энкаведешный «черный ворон» лучших людей:
Бекляшову Марию, Должикова Федора, Бережную Василису, Винникова Давида, Шараева
Марка, Гудыменко Ивана и других неповинных людей поглощало чрево сибирских
лагерей. Всего было арестовано двадцать человек по обвинению в антисоветской
пропаганде и агитации. В страшных мучениях лагерей и перед смертью ни один
человек не отрекся от Бога.
Должиков
Федор Маркович (арестован в 1937 г.)
|
Батюшка Иоанн в
слезах и страданиях молился Богу о сохранении церкви и за всех арестованных.
Люди в селе боялись, но все равно шли в церковь и молились. Жизнь в селе
продолжалась с верой в Бога.
На сельском
собрании о закрытии церкви в 38-ом году старейшие люди выступили против
закрытия, а к ним присоединились и все остальные. Тогда активисты села
составили ложный протокол собрания и отправили в администрацию области. Решение
о закрытии Свято-Преображенского храма с. Есауловка было получено в 39-ом
году, но никто не осмелился разрушить храм. Наступило тягостное ожидание.
Батюшка Иоанн
накануне разрушения храма круглосуточно молился и в последний день тайно вынес
все святыни домой.
Хмурым осенним
днем для разрушения церкви была направлена бригада рабочих шахты 22-53. В
присутствии многих есауловцев рабочие сорвали кресты, разрушили купола церкви.
Выброшенные иконы люди унесли по домам, даже один колокол удалось сохранить. На
хмуром небе появилось белое облако над церковью и маленькой девочке Антонине
было явление Божией Матери.
После разрушения
храма тревога и состояние подавленности, мрачность жизни и ее пустота вошли во
все есалуовские хаты: страдала душа христианина. Люди плотно закрывали ставни и
двери, зажигали лампадки и молились перед церковными иконами дома.
Сохранившиеся
стены разрушенного Свято-Преображенского храма
Через несколько
дней решением сельсовета батюшка Иоанн с семьей был выселен из дома и изгнан из
села. В разрушенной церкви был устроен колхозный склад. Но не устрашился
священник, нашел на окраине заброшенную хату и поселился на Могилке.
Место убийства протоиерея Иоанна Грешнова |
В сентябре 41-го
военного года через Есауловку отступали части Красной Армии, а с 31 октября на
окраине села заняла оборону 395 шахтерская стрелковая дивизия. В военное
лихолетие молился батюшка Иоанн о каждом красноармейце, о победе над врагом. В
своей хате он благословлял красноармейцев, а некоторых даже крестил. И на этом
рубеже враг был остановлен на девять месяцев.
Священник Должиков Михаил Федорович |
Лагутина Антонина Ивановна |
Прошли тяжелые годы Великой Отечественной войны и восстановления страны. В 50-е годы при церкви Святого Александра Невского села Боково-Платово были созданы «двадцатка» и Есауловский хор, регентом которого был Должиков Ф.М. При храме с. Боково-Платово сохранилась есауловская церковь. Несмотря на хрущевские гонения на церковь, в Есауловке вера в Бога была во всех семьях. Так было заложено нашими предками. После празднования 1000-летия крещения Руси усердиями и стараниями Антонины Ивановны Лагутиной и других верующих в Есауловке была возрождена церковная община в 1990 году. А под предводительством священника Должикова Михаила Федоровича построен новый Свято-Преображенский храм, действующий и сегодня.
Через многие
десятилетия мы отчетливо понимаем подвиг священника Иоанна Грешнова,
заключающийся в том, что он не устрашился безбожников и до конца дней своих
служил Богу и людям; он знал о страшных злодеяних большевиков и сознательно
пошел на мученическую смерть ради веры православной, показав людям истинную
веру, крепость священника и силу духа православного человека; и главное, он
знал о незыблемости веры православной на русской земле и благословил на
возрождение церкви маленькую девочку Антонину Бережную (Лагутину) и юного
Михаила Должикова на священослужительство в с. Есауловка. Время
подтвердило его подвиг!
На каждом
богослужении в новом Свято-Преображенском храме поминаются убиенные батюшка
Иоанн и его дочь Антонина, все за веру православную пострадавшие, молятся люди
перед «старыми» иконами и звучит колокол «старой» церкви. И так будет во веки
веков!
Профессор,
П. Должиков
Комментариев нет:
Отправить комментарий