среда, 11 апреля 2012 г.

Радоница. Время поминовения усопших.


Во вторник второй недели по Пасхе (в 2012-м году - 24 апреля по новому стилю), которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
                                                           *  * *
По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. "Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век" (Ин. 11, 26). Поэтому умершие православные христиане не перестают быть членами Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами. Именно в храме происходит общение с нашими родными и близкими, кто так нам дорог и кого уже нет рядом.
Панихиды на приходах ежедневно идут бесконечной чередой, а в синодиках верующих с каждым годом все больше и больше имен именно в графе «за упокой». Да и в жизни каждого человека смерть ни есть лишь отдаленная неизбежность. Она регулярно вторгается в наше земное бытие, напоминает о себе, заставляет думать о вечном. Одних, с содроганием и ужасом, других, с пониманием, что мир сей тленен и конечен, третьих, с уверенностью и упованием на вечную жизнь с Богом.
Для верующего человека, смерть – объективная реальность, к которой надобно готовится как внутренне (молитва, исповедь, причастие), так и внешне. Наверное, все помнят о смерти своих стареньких бабушек, которые изначально готовились к этому скорбному, но торжественному дню.
Времена изменились, Церковь для многих стала или преданием старины глубокой, или хранителем народных традиций, куда большая часть горожан заглядывает лишь на Пасху и Крещение освятить куличи да воду, но даже те, которых трудно назвать прихожанами, считают обязательным отпевать усопшего родственника. Это подспудное, часто логически необъяснимое стремление выполнить положенные православные обряды присуще нашему народу, как, впрочем, не удивительны и иконы в доме, где практически ничего не знают о покаянии, Святых Тайнах и заповедях Божиих. Православие заложено в каждом из нас даже против воли нашей, оно органическая составляющая нашего бытия. Сколько бы не твердили, что Бога нет или не говорили, что Он где-то там - в душе, при горестях и трагедиях вопим «Господи, помилуй», а при разрешении проблем и конфликтов невольно вырывается «Слава Богу».
К сожалению, эту присущую нам черту характера стали использовать и коммерческие структуры, пытающиеся на искренних, подспудных религиозных чувствах получить немалую прибыль, ничего общего не имеющей ни к состраданию, ни к православию.
Здесь речь, прежде всего, о торговле в частных ритуальных структурах церковными принадлежностями и атрибутикой необходимых для достойного захоронения наших родных. Благородное и достойное желание облегчить семьям усопших траурные и скорбные дни, решить все организационные вопросы и хлопоты, превратилось в профанацию религиозных традиций.
Похоронные бюро и прочие конторы, связанные с захоронениями умерших, без зазрения совести включили в свой перечень «услуг» и товаров православные крестики, погребальные покрывала, свечи, лампады и т.д. Подобного не додумывались даже гробовых дел мастера из знаменитых «Двенадцати стульев». Откройте роман Ильфа и Петрова, там в перечне товаров погребальных контор, не встретите церковной утвари… Даже сатирические персонажи знаменитой книги никогда не позволяли себе торговать тем, что касается веры и религии.
Церковь недаром отделена от государства, потому что ее заботы касаются, прежде всего, жизни будущей. Только в храме Божьем возможна молитва, только здесь совершается заупокойная служба и только в нем находится все необходимая для достойного, канонического и благословенного отпевания.
Мы не видим в погребальных фирмах конкурентов. Наши задачи, цели и стремления находятся в несовместимых плоскостях, но Церковь печется о спасении душ своих умерших чад и ей далеко не безразлично, когда в обряд погребения становится средством обогащения и наживы.
Запретить продавать церковную атрибутику в погребальных конторах мы не в силах. Нет такого закона и нет таких предписаний, но неужели у руководителей этих предприятий не существует понятие совести и полностью отсутствует страх Божий? Неужели Вы, господа похоронщики, решили, что будете жить вечно и никогда не предстанете пред Богом? Ведь рано или поздно Ваши родственники придут в храм Божий с просьбой отпеть и Ваш прах.
И мы приедем, и отпоем, и молиться будем искренне, что бы Господь отпустил грехи Ваши. Вот только вопрос: хватит ли наших молитв, что бы смилостивился Господь над теми, кто ежедневно творит святотатственное кощунство.
Для людей же верующих, православных, хочется сказать. Церковные принадлежности необходимые для погребения приобретаются только в церковных лавках, где и заказываются отпевания, заупокойные литургии и панихиды.   



Комментариев нет:

Отправить комментарий