Совсем недавно, 10 июня нынешнего года, Луганск прощался с великим творцом, скульптором, почетным гражданином нашего города Евгением Федоровичем Чумаком. «Человеческая жизнь быстротечна. Мы всего лишь мельчайшие частички во Вселенной. И после одних остается лишь черточка между датами рождения и смерти, после других – наследство планете Земля в виде «пароходов, строчек и других добрых дел», – совсем недавно писал в интервью с Евгением Федоровичем один из луганских журналистов. Теперь, когда художник ушел в вечность, эти строчки воспринимаются как-то по-особому, почти пророчески… Евгений Федорович Чумак оставил по себе достойное творческое наследие и добрую память…
Евгений Чумак – народный
художник Украины, член национального союза художников Украины, член
международной ассоциации «Художники мира», профессор ЛНУ им. Т. Шевченко –
является автором Памятного Знака «2000 лет Рождества Христова», «Мать», «Журавли»,
«Чернобыльский лелека», «Андрей Первозванный», «Архистратиг Михаил»,
«Освободители», «Катюша», «Почаевская Богородица», а также памятников поэту
Михаилу Матусовскому, поэтессе Татьяне Снежиной и многих других, ставших
известными и любимыми не только у нас в городе, но и далеко за его пределами,
ведь галереей непревзойденных работ мастера стала практически вся Луганская
область. Есть его работы также и в соседней с нами России. Имя мастера занесено во «Всемирную
энциклопедию художников мира всех времен и народов» и в «Золотую книгу
Украины-2000».
Родился будущий
художник 6 мая 1946 года в небольшом шахтерском городке Коммунарске (ныне г. Алчевск)
Луганской области, и в детстве мечтал покорять просторы морей и океанов. «В детстве я мечтал быть капитаном
дальнего плавания, – рассказывал Евгений Федорович на одной из встреч с
журналистами, – на всю школу я и мой друг Гена Беляев были два капитана. Когда
я уже поступил в художественное училище, мне, конечно, пришлось отказаться от
такой дерзкой мысли. Может быть, конечно, с меня бы и получился капитан, но
судьба сложилась иначе. Я выбрал стезю искусства. И не жалею, мне это нравится».
Свой творческий дар Евгений Чумак развивал сначала в детской художественной
школе, затем – в Луганском художественном училище, в которое его зачислили с
большим трудом, хотя все вступительные экзамены он сдал на «отлично» – дело в
том, что будущему студенту было всего
четырнадцать лет…
По
окончании училища Евгений Чумак поступил в Харьковский
художественно-промышленный институт (ныне – Академия дизайна – единственное в
своем роде высшее учебное заведение в Украине). Здесь, помимо специальности
скульптора, он освоил еще одну – дизайнера. И хотя в этом направлении ему
работать не пришлось, полученные знания не оказались лишними – при создании
скульптурных композиций и принятии решений об их размещении в пространстве ему
не требовалась помощь дизайнера.
По
окончании учебы в вузе Евгению Федоровичу довелось поработать и в Харькове, и в
Санкт-Петербурге, и даже в Тюмени, но душа художника рвалась на Родину, а
потому и не удивительно, что расцвет его таланта связан именно с Луганском.
Шесть лет назад, отмечая свое шестидесятилетие, Евгений Чумак говорил:
«Шестидесятилетие наступило совершенно неожиданно для меня. Мой возраст принято
называть пенсионным. Но, думаю, пока у меня есть мысли, планы, задумки, я не
настоящий пенсионер. И ведь временами, когда работаешь, так легко забыть о
годах… Иногда на парах в университете я ловлю себя на мысли, что веду себя, как
мальчишка… Впрочем, я бесконечно рад, что судьба дала мне возможность построить
в Луганске столько памятников. Вы не представляете, какое это счастье – создать
что-то для родного города! Я старался. Большинство моих работ сделано из
долговечных материалов, поэтому они будут много лет украшать наш город. Именно
к этому я шел все годы своей творческой жизни».
Евгений Федорович обладал неповторимым талантом: в его
скульптурах застыли исторические эпохи, знаковые и трагические события, люди.
Скульптурная
композиция «1941 год», посвященная студентам и преподавателям Луганского Восточно-Украинского
университета им. В.Даля, участникам Великой Отечественной войны, установлена
перед центральным входом в университет. Это не просто идущий студент-солдат,
это философское рассуждение автора. «Все
детали этой скульптуры, изображающей молодого солдата с винтовкой, идущего на
фронт, глубоко символичны, – рассказывал при жизни сам Евгений Федорович. – И
его сапог, свисающий с постамента – символ неизвестности будущего, и триумфальная
арка над головой – символ Победы. Над аркой – часть купола храма – да хранит
тебя Господь, солдат! Студенты, которые выходят из университета, видят спину
солдата. Она зажата в обойму патронов. Если погибнет этот, на смену ему придут
другие, из «обоймы»…
Чем-то щемящее-трогательным наполняется
душа, когда смотришь на композицию «Журавли», установленную в центре нашего
города. Она посвящена погибшим в Великой Отечественной войне солдатам. Помните:
«Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу
полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…» «Журавли» Евгения Чумака,
по сути, стали пластической иллюстрацией такой знакомой и такой любимой всеми
нами песни – столько в них и трагизма, и удивительной легкости, и боли…
Известно, что когда случилась Чернобыльская
катастрофа, Евгений Чумак пришел в военкомат с просьбой отправить его туда, в
«горячую точку», но воспротивилась родня, а особенно супруга скульптора Наталья
Михайловна. Евгений Федорович не смог устоять перед уговорами близких людей, но
внес свою лепту в раскрытие этой трагической странички нашей истории, создав
памятник «Чернобыльский лелека». «Первыми в результате взрыва реактора погибали
птицы, – объяснял художник свой творческий замысел, – сотни птиц, которые
пролетали в то время над станцией. И вертолетчики, дозиметры которых
зашкаливали. Скульптура выполнена в форме ключа. Это ключ к истине. Нужен нам
такой «мирный» атом или не нужен? В центре скульптуры – беззащитный человек,
все же сумевший защитить свою страну. Над его головой – ядро атома – не доброе,
а с шипами, колючее… Нам всем долго твердили, что атом мирный, но тормозов ему
человечество пока не придумало. А человек, как птица…»
Вспоминая о Евгении Федоровиче, искусствовед
Елена Вячеславовна говорит: «Это был человек очень деликатный, чрезвычайно
доброжелательный. Это настоящий художник, который хотел видеть мир красивым и
стремился сделать его лучше. И это проявлялось как в его в творчестве, так и в
отношениях с близкими, коллегами, друзьями».
Этот удивительный человек, действительно, мог совмещать в себе и высокое
творчество, и умение ценить дружбу, любовь, семью, простые житейские радости.
Общаясь с журналистами, он часто говорил о том, что в достижении многих его успехов ему помогала жена:
«Без близких людей, без их поддержки невозможно счастье, радость, работа. Моя
жена всегда меня поддерживала. Гипсовая скульптура «Берегиня» – это образ,
портрет моей жены Натальи. В руках у нее свеча, символизирующая домашний очаг.
За ее плечами – наш дом, крыльцо, собака, кошка. И я возвращаюсь домой и
горжусь тем, что у меня есть такая семья. Отношения между людьми для меня
всегда будут на первом месте. В них я никогда не перестану верить. В какие бы
мы ситуации не попадали, мы все равно сотрудничаем, помогаем друг другу. К
сожалению, бывают плохие моменты. Их помогают проходить близкие люди, друзья».
Как и каждому настоящему творцу, Евгению Чумаку была близка тема
духовности. Его «Луганская Богородица» стала не просто украшением нашего
города, его визитной карточкой. Эта скульптурная композиция впервые
зарекомендовала себя скульптурной иконой в Православии. К ней приходят
молодожены в день свадьбы, чтобы просить благословения у Богородицы на
счастливую семейную жизнь.
У
одного из самых больших соборов Украины, расположенного в нашем городе –
Владимирского – установлена скульптура «Андрей Первозванный», ведь он был призван первым из апостолов и учеников Иисуса
Христа и до последнего дня земного пути Спасителя следовал за ним.
У часовни,
что находится на территории Луганской академии внутренних дел, расположился
скульптурный образ Архангела Михаила. Ведь он – глава святого воинства Христова, стоящего на страже
Божьего Закона, а значит, покровительствует всем, кто выступает против сил зла…
…Ушел мастер, оставив нам добрые воспоминания
о себе, оставив плоды своего творчества, которые у каждого из нас вызывают
собственные эмоции, рождают собственные раздумья. Но сколько бы мы не пытались
понять, как у творца рождается шедевр, вряд ли это возможно, ведь творчество –
это таинство... «Произведение настоящее – оно рождается в тиши, и в глубине
своей души», – сказал однажды скульптор.
Елена Ходус
Комментариев нет:
Отправить комментарий