понедельник, 11 июня 2012 г.

«Настоящее произведение рождается в глубине души…»



 Совсем недавно, 10 июня нынешнего года, Луганск прощался с великим творцом, скульптором, почетным гражданином нашего города Евгением Федоровичем Чумаком. «Человеческая жизнь быстротечна. Мы всего лишь мельчайшие частички во Вселенной. И после одних остается лишь черточка между датами рождения и смерти, после других – наследство планете Земля в виде «пароходов, строчек и других добрых дел», – совсем недавно писал в интервью с Евгением Федоровичем один из луганских журналистов. Теперь, когда художник ушел в вечность, эти строчки воспринимаются как-то по-особому, почти пророчески… Евгений Федорович Чумак оставил по себе достойное творческое наследие и добрую память…
    Евгений Чумак – народный художник Украины, член национального союза художников Украины, член международной ассоциации «Художники мира», профессор ЛНУ им. Т. Шевченко – является автором Памятного Знака «2000 лет Рождества Христова», «Мать», «Журавли», «Чернобыльский лелека», «Андрей Первозванный», «Архистратиг Михаил», «Освободители», «Катюша», «Почаевская Богородица», а также памятников поэту Михаилу Матусовскому, поэтессе Татьяне Снежиной и многих других, ставших известными и любимыми не только у нас в городе, но и далеко за его пределами, ведь галереей непревзойденных работ мастера стала практически вся Луганская область. Есть его работы также и в соседней с нами России. Имя мастера занесено во «Всемирную энциклопедию художников мира всех времен и народов» и в «Золотую книгу Украины-2000».
    Родился будущий художник 6 мая 1946 года в небольшом шахтерском городке Коммунарске (ныне г. Алчевск) Луганской области, и в детстве мечтал покорять просторы морей и океанов. «В детстве я мечтал быть капитаном дальнего плавания, – рассказывал Евгений Федорович на одной из встреч с журналистами, – на всю школу я и мой друг Гена Беляев были два капитана. Когда я уже поступил в художественное училище, мне, конечно, пришлось отказаться от такой дерзкой мысли. Может быть, конечно, с меня бы и получился капитан, но судьба сложилась иначе. Я выбрал стезю искусства. И не жалею, мне это нравится». Свой творческий дар Евгений Чумак развивал сначала в детской художественной школе, затем – в Луганском художественном училище, в которое его зачислили с большим трудом, хотя все вступительные экзамены он сдал на «отлично» – дело в том,  что будущему студенту было всего четырнадцать лет…

    По окончании училища Евгений Чумак поступил в Харьковский художественно-промышленный институт (ныне – Академия дизайна – единственное в своем роде высшее учебное заведение в Украине). Здесь, помимо специальности скульптора, он освоил еще одну – дизайнера. И хотя в этом направлении ему работать не пришлось, полученные знания не оказались лишними – при создании скульптурных композиций и принятии решений об их размещении в пространстве ему не требовалась помощь дизайнера.
   По окончании учебы в вузе Евгению Федоровичу довелось поработать и в Харькове, и в Санкт-Петербурге, и даже в Тюмени, но душа художника рвалась на Родину, а потому и не удивительно, что расцвет его таланта связан именно с Луганском. Шесть лет назад, отмечая свое шестидесятилетие, Евгений Чумак говорил: «Шестидесятилетие наступило совершенно неожиданно для меня. Мой возраст принято называть пенсионным. Но, думаю, пока у меня есть мысли, планы, задумки, я не настоящий пенсионер. И ведь временами, когда работаешь, так легко забыть о годах… Иногда на парах в университете я ловлю себя на мысли, что веду себя, как мальчишка… Впрочем, я бесконечно рад, что судьба дала мне возможность построить в Луганске столько памятников. Вы не представляете, какое это счастье – создать что-то для родного города! Я старался. Большинство моих работ сделано из долговечных материалов, поэтому они будут много лет украшать наш город. Именно к этому я шел все годы своей творческой жизни».
         Евгений Федорович обладал неповторимым талантом: в его скульптурах застыли исторические эпохи, знаковые и трагические события, люди.
Скульптурная композиция «1941 год», посвященная студентам и преподавателям Луганского Восточно-Украинского университета им. В.Даля, участникам Великой Отечественной войны, установлена перед центральным входом в университет. Это не просто идущий студент-солдат, это  философское рассуждение автора. «Все детали этой скульптуры, изображающей молодого солдата с винтовкой, идущего на фронт, глубоко символичны, – рассказывал при жизни сам Евгений Федорович. – И его сапог, свисающий с постамента – символ неизвестности будущего, и триумфальная арка над головой – символ Победы. Над аркой – часть купола храма – да хранит тебя Господь, солдат! Студенты, которые выходят из университета, видят спину солдата. Она зажата в обойму патронов. Если погибнет этот, на смену ему придут другие, из «обоймы»…
    Чем-то щемящее-трогательным наполняется душа, когда смотришь на композицию «Журавли», установленную в центре нашего города. Она посвящена погибшим в Великой Отечественной войне солдатам. Помните: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…» «Журавли» Евгения Чумака, по сути, стали пластической иллюстрацией такой знакомой и такой любимой всеми нами песни – столько в них и трагизма, и удивительной легкости, и боли…
   Известно, что когда случилась Чернобыльская катастрофа, Евгений Чумак пришел в военкомат с просьбой отправить его туда, в «горячую точку», но воспротивилась родня, а особенно супруга скульптора Наталья Михайловна. Евгений Федорович не смог устоять перед уговорами близких людей, но внес свою лепту в раскрытие этой трагической странички нашей истории, создав памятник «Чернобыльский лелека». «Первыми в результате взрыва реактора погибали птицы, – объяснял художник свой творческий замысел, – сотни птиц, которые пролетали в то время над станцией. И вертолетчики, дозиметры которых зашкаливали. Скульптура выполнена в форме ключа. Это ключ к истине. Нужен нам такой «мирный» атом или не нужен? В центре скульптуры – беззащитный человек, все же сумевший защитить свою страну. Над его головой – ядро атома – не доброе, а с шипами, колючее… Нам всем долго твердили, что атом мирный, но тормозов ему человечество пока не придумало. А человек, как птица…»
   Вспоминая о Евгении Федоровиче, искусствовед Елена Вячеславовна говорит: «Это был человек очень деликатный, чрезвычайно доброжелательный. Это настоящий художник, который хотел видеть мир красивым и стремился сделать его лучше. И это проявлялось как в его в творчестве, так и в отношениях с близкими, коллегами, друзьями».  
    Этот удивительный человек, действительно, мог совмещать в себе и высокое творчество, и умение ценить дружбу, любовь, семью, простые житейские радости. Общаясь с журналистами, он часто говорил о том, что в достижении многих его успехов ему помогала жена: «Без близких людей, без их поддержки невозможно счастье, радость, работа. Моя жена всегда меня поддерживала. Гипсовая скульптура «Берегиня» – это образ, портрет моей жены Натальи. В руках у нее свеча, символизирующая домашний очаг. За ее плечами – наш дом, крыльцо, собака, кошка. И я возвращаюсь домой и горжусь тем, что у меня есть такая семья. Отношения между людьми для меня всегда будут на первом месте. В них я никогда не перестану верить. В какие бы мы ситуации не попадали, мы все равно сотрудничаем, помогаем друг другу. К сожалению, бывают плохие моменты. Их помогают проходить близкие люди, друзья».
    Как и каждому настоящему творцу, Евгению Чумаку была близка тема духовности. Его «Луганская Богородица» стала не просто украшением нашего города, его визитной карточкой. Эта скульптурная композиция впервые зарекомендовала себя скульптурной иконой в Православии. К ней приходят молодожены в день свадьбы, чтобы просить благословения у Богородицы на счастливую семейную жизнь.  
   У одного из самых больших соборов Украины, расположенного в нашем городе – Владимирского – установлена скульптура «Андрей Первозванный», ведь он был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа и до последнего дня земного пути Спасителя следовал за ним.
    У часовни, что находится на территории Луганской академии внутренних дел, расположился скульптурный образ Архангела Михаила. Ведь он – глава  святого воинства Христова, стоящего на страже Божьего Закона, а значит, покровительствует всем, кто выступает против сил зла…
     …Ушел мастер, оставив нам добрые воспоминания о себе, оставив плоды своего творчества, которые у каждого из нас вызывают собственные эмоции, рождают собственные раздумья. Но сколько бы мы не пытались понять, как у творца рождается шедевр, вряд ли это возможно, ведь творчество – это таинство... «Произведение настоящее – оно рождается в тиши, и в глубине своей души», – сказал однажды скульптор.
                                                                                                         Елена Ходус   

Комментариев нет:

Отправить комментарий