вторник, 5 июня 2012 г.

Живительная сила кладбищенского храма


В переводе с греческого «некрополь» означает «город мертвых». В богоборческие времена  это клише применялось практически к каждому погосту. Не потому ли на месте «городов мертвых» в  попрание христианской морали возводились «оазисы живых» - парки, скверы, целые жилые массивы…? Однако если на кладбище была церковь, которая молитвенным звоном  колоколов нарушала кладбищенскую тишину, «город мертвых» преображался, да и закрыть его становилось сложнее… 
Почти десять лет на центральном кладбище г. Луганска действует храм в честь святителя Луки Крымского. 11 июня, на престольном празднике этого святого, побывал корреспондент «Православия Луганщины».
          Праздничный молебен в честь святителя Луки, исповедника, архиепископа Крымского служил настоятель Свято – Георгиевского  храма в поселке Хрящеватое, председатель  Братства во имя Святых Равноапостольных  Кирилла и Мефодия УПЦ МП Луганской епархии  протоиерей Георгий Мелиш.  Ему сослужили иерей Иоанн (Гаврилин) и клирики храма. В своей проповеди отец Георгий рассказал прихожанам о житии и крестном пути святителя Луки.

          Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 года.  Увлекался живописью, но выбрал медицину.  В поисках истины Валентин  прошел через увлечение учением Льва Толстого, но вскоре, изучив  Священное Писание, понял, что истина - только в Православии.  После окончания  университета работал в Чите, в военно-полевом  госпитале Киевского Красного Креста, где делал много  сложных операций. В 20-е годы трудился хирургом в Ташкенте, при этом активно участвовал в церковной жизни, посещал заседания церковного братства.  Однажды епископ Ташкентский Иннокентий сказал ему: «Доктор, Вам надо быть священником». И эти слова Валентин Феликсович воспринял как Божий призыв. Состоялось рукоположение выдающегося хирурга в диакона и вскоре – в иерея. В больницу и на лекции он неизменно  ходил в рясе с крестом, в операционной висели иконы, так что каждая операция освящалась молитвой. Через три года священнического служения иерей Валентин принял монашеский постриг (жена его Анна  умерла в 1919 году) с именем апостола, евангелиста и врача Луки. 30 мая 1923 года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времени начинается крестный путь владыки.  Ему пришлось пережить множество арестов, пытки, ссылки, которые, тем не менее, не ослабили его горячей веры. Из последней ссылки  владыка вернулся в 1943 году и был назначен на Тамбовскую кафедру. В 1946 году ему присудили Сталинскую премию за выдающиеся труды в области медицины, которые и поныне не теряют своего значения. Учебник святителя по гнойной хирургии и сегодня исполдьзуется в медицинских вузах.  Святитель Лука – автор более 55 научных работ по хирургии и анатомии, множества проповедей и апологетических трудов, в том числе знаменитого эссе «Дух, душа и тело». С 1946 года владыка был  правящим архиереем  Крымской епархии.  По воспоминаниям людей, «когда владыка служил, в храм нельзя было войти – столько  там было народу». В конце жизни святитель ослеп, но не оставлял своей паствы.  Представился к Господу верный  Его служитель 11 июня 1961 года, в день всех святых, в земле российской просиявших.  С той поры 11 июня   Святая Православная Церковь празднует Память  святителя Луки Крымского.
И все же почему кладбищенский храм, где происходит отпевание усопших, посвящен святому, большую часть своего земного пути посвятившего как раз спасению жизни людей? После окончания праздничной литургии отец Георгий ответил на этот вопрос. Прежде всего, следует сказать, что храм в честь святителя Луки Крымского расположен в районе, где много крупных медицинских учреждений. Это и медицинский университет, и областная клиническая больница, где, естественно, молитва о недужных должна звучать постоянно. Понятно, что обращение к святителю Луке, бывшего в своей земной жизни великим врачом и молитвенником, здесь наиболее актуальна. Ведь вместе со святым Пантелеймоном,  преподобным Агапитом Печерским,  он предстоит пред престолом Господним, и по их предстательству перед Богом люди получают исцеление от тяжких недугов.  Есть и еще одна важная причина. Своими высокодуховными трудами и глубоко проникновенными  молитвами, всем своим архипастырским служением святитель Лука разрушил  кладбищенскую стену, долгое время  отделявшую мир живых от мира отошедших к Господу. В своих богословских трудах Лука Крымский  показал тесную связь между этими тремя субстанциями,  языком мужа ученого, обретшего духовное зрение доказал неопровержимость  Божественной истины:  смерти нет, а земное бытие есть преддверие жизни вечной.   Приведем лишь одну коротенькую цитату: «Бог есть дух. Бог есть  любовь, и излияние Духа Его есть излияние  любви на все живущее. Любовь творит.  Всесозидающим и всепоглащающим, бесконечным потоком духовной энергии  Божественной любви создана Вселенная…»
- Когда я впервые познакомился с богословием святителя, - сказал отец Георгий, - был просто потрясен  открывшейся глубиною мыслей архиепископа Луки – молитвенника, помогавшего людям не только излечиваться от земных недугов, но и лечившего их души. Поэтому мы никогда не должны забывать обращаться к нашему небесному покровителю. И не только во время болезни, но и в других жизненных ситуациях. А еще Лука Крымский – наш современник.  И это обстоятельство делает его особенно близким и дорогим.
В ходе беседы коснулись мы и истории кладбищенского храма, с появлением которого «город мертвых» перестал быть таковым. Когда в шестидесятых годах кладбище открылось,  на месте, где сейчас стоит храм, был устроен постамент, на который перед захоронением устанавливался гроб, потом было построено здание гражданской панихиды. Совершение  этого ритуала, по мнению богоборческих властей, должно было стать неким советским противовесом церкви. На ту пору центральное  кладбище города действительно было «домом мертвых», где не звучали колокола, по усопшим не совершались панихиды, не возжигались поминальные свечи. Поскольку, как было принято считать, после наступления смерти, ничего не остается от человека, наступает полная пустота, а кладбище, таким образом, превращается в место хранения биологических остатков того, что было человеком. Но времена изменились. Усилиями и трудами священников и благочестивых прихожан на месте унылой постройки был возведен храм в честь святителя Луки Крымского, который освятил владыка Иоанникий.   12 июля 1997г, на праздник первоверховных  апостолов Петра и Павла, в нем была совершена первая литургия.  Отец Георгий вспоминает, сколько народу собралось в этот день.  И вот при стечении множества людей произошло чудо: на вечерней службе после непродолжительного, но сильного дождя во время ясного неба в храм мимо людских шеренг прошествовал белый голубь, который подошел к центральному аналою, обошел его и таким же образом  не вылетел – нет, а неторопливо вышел из храма.   «Дух Святой посетил наш храм», - с благоговением шептали старушки.  Воистину, это было торжество веры.
 Все эти десятилетия умершие ждали первой молитвы, которая разрушила их одиночество, стерла печать забвения, которая стала знаком того, что они не забыты, что каждый день в храме будет служиться панихида, в которой живые будут молиться о мертвых…
- Круг замкнулся, - говорит отец Георгий. - Смерть перестала быть уходом в небытие. Отныне есть только жизнь вечная, и радостно и спокойно стало всем: и тем, кто остался здесь и тем, кто ушёл туда, где все мы будем, где все мы соединимся в любви о Господе…
С появлением­ храма кладбище перестало быть местом захоронени­я биологичес­ких останков. Оно стало живым. Само слово Божие говорит нам о том, что человеку дарована вечная жизнь. И не только бессмертной душе, но и телу, которое обязательно воскреснет. Поэтому кладбище требует к себе почтительного и трепетного отношения, как место временного упокоения усопших в преддверии воскресения. Тут не должно быть мирского шума и суеты, а должна быть молитва.
Тем не менее, по мнению батюшки, не все прихожане это понимают. На великие  церковные праздники – на Пасху и Радоницу - на могилках распивают спиртные напитки, оставляют в оградках мусор и объедки. Да и коммунальные кладбищенские службы относятся к своим обязанностям без должного усердия. Если на центральных аллеях поддерживается порядок, то боковые аллейки находятся в запустении, многие могилки  завалены кучами мусора. А может ли кто-нибудь точно сказать, сколько людей покоится на центральном кладбище города? Сто тысяч человек, двести или миллион? Цифры этой никто не знает.
  Чтобы навести порядок,  отец Георгий предлагает открыть сайт кладбища с планом захоронени­й и полным списком похороненных.
-Мы должны помнить, а значит чтить и поминать своих родных, - добавляет отец Георгий. – Мы должны помнить о своих корнях…
На праздничной литургии в день Памяти святителя Луки Крымского читался акафист этому святому.  В молитве  святителю есть такие слова: «Даруй нам богоугодно прейти поприще временной жизни, настави нас на путь ведущий в селения праведных, избави нас воздушных мытарств и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни с тобою непрестанно славим Отца и Сына и Святаго Духа, Ему же подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь». Чаще будем повторять слова этой молитвы и Господь, Богородица и святые угодники не оставят нас.
Вадим Рыбальченко

Комментариев нет:

Отправить комментарий