четверг, 11 августа 2011 г.


История храмов Луганщины
                   
Свято-Александро-Невскому храму п.Селезневка – 100 лет.

 Впервые храм я увидел в возрасте 4 или 5 лет. Это было в Луганске в начале 60-х. Вспоминаю, как мы с мамой проходили мимо Петропавловского собора. Меня поразили ступеньки – они начинались с самого тротуара, от трамвайных путей, и поднимались рядами к самому храму (сейчас на их месте какая-то постройка). Впечатление было незабываемое. Уже тогда душа моя увидела и отметила что-то родное. Я сам не понимал, что это за здание такое необычное, но оно будто стало частью меня. Верно в песне поется: «с вечностью соприкосновенье».
Прошли годы. Дорога к храму еще не была открыта для меня. Душа искала что-то, но пока объяснения не было. Пришло время праздника 1000-летия Крещения Руси, и после этого события и в моей душе стала возгораться искра Божия, которая все эти годы еле-еле тлела.
Дивная цепочка событий в моей жизни и привела меня к пастырскому служению на ниве Божией. Впервые слово «Селезневка» я прочитал, будучи пономарем в Свято-Николаевском храме г.Алчевска в августе 1992г. Неся послушание пономаря и убирая в алтаре после службы, увидел висевшее на стене распоряжение из епархиального управления, где предписывалось посылать из Никольского храма священников на службы в пгт.Селезневка. И на братской трапезе неоднократно слышал от священников вопросы к благочинному о.Александру Устименко о Селезневском храме, о его необычной архитектуре - не католический ли он?

            По воле Божией 15 сентября 1992 г. я получил указ на настоятельское служение именно в пгт.Селезневка. Честно признаться, я привык к Никольскому храму г.Алчевска, к его благолепному убранству. Здесь я сделал свои первые духовные шаги, здесь мечтал под руководством опытных священников духовно возрастать и служить Господу. И я не горел душой ехать в Селезневку, всячески оттягивал поездку на место своего назначения. Душа как бы не желала ничего нового, но пришло и мое время. Приехали мы с благочинным о.Александром утром до службы, вышел я из машины и «потух» в прямом смысле. Непонятное какое-то здание, действительно, чуть ли католическое, вспомнились вопросы священства. Нет куполов, колокольни, какая-то башня непонятная, здание темное, мрачное, везде все заросшее деревьями и кустами, забора нет, какие-то колонны, вход в храм сбоку, все в диком винограде… Настроение духовное помрачнело. Уныло, ни на кого не глядя, вслед за благочинным вошел я внутрь – взору предстал темный коридорчик, опять боковая дверь, входим в храм и… поражаюсь клиросу, который стоял среди храма. И темно-синие стены с рядом икон, пустой иконостас, и самодельные подсвечники. Вот и все. Все мое естество воспротивилось и кричало о нежелании видеть то, что перед глазами. Было тяжело осознавать, что  это реальность. Не помню, как прошла служба, было собрание, меня представили прихожанам, как нового настоятеля и пожелали, чтобы теперь в приходе был порядок. Лишь позже я узнал о Селезневской трагедии, что длилась со дня открытия прихода между духовенством и притчем. Не хочу поднимать причины этой беды, но она и оставила Селезневский приход без священника почти на полгода.
Вот такие мои были первые шаги на месте моего служения. Еще долго меня тянуло в Алчевск. И долго бы я так разрывался, но Матерь Божия умиротворила, успокоила меня. Помощь Пресвятой Богородицы нашему храму проявлялась постепенно. Матерь Божия успокоила мою душу, и случилось так, что это непривлекательное здание стало частью моей жизни.
            История храма такова. В начале XX века среди интеллигенции царской России начался подъем народного образования. Не только правительство, но и частные лица принимали участие в постройках школ для населения. И в 1909г. на заседании Земской управы местный помещик К.Л.Мсциховский внес предложение на его средства построить школу-церковь по его же собственному проекту. К работе он привлек тогда еще студента Императорской академии художеств и архитектуры Льва Руднева. Эта постройка стала его дипломной работой. В качестве основного материала взят местный дикий камень. Строительство началось в 1911г. и завершилось в 1913г. Построена была школа-церковь.  Такого строения нет на всем левобережье Украины. Комплекс из 17 помещений выстроен в византийском стиле. Потому и спрашивали священники у благочинного, не католический ли храм? Сам зал был разделен на два класса деревянной перегородкой. Такой же перегородкой на время уроков  закрывался алтарь. В других помещениях были учительские, библиотека, комнаты для учителей и прислуги. Вот так и уживались вместе школа и церковь. На старой фотографии 1912г. видно, что эта постройка стоит величаво среди поля, сзади въездные ворота в усадьбу. И место, и постройка очень необычны, как бы вносят в нашу реальность донбасскую иной неведомый мир.
В начале 1990г., когда общине отдали только лишь танцзал и кабинет директора клуба, все остальные помещения занимали почта, поссовет с актовым залом, библиотека с книгохранилищем, радиоузел и пара мрачных кладовок. Все годы это здание нещадно эксплуатировалось, внутри было многое переделано, убрана красная черепица, положен шифер… Много оно претерпело. Когда я его увидел, это было больное, изнеможенное здание, угасавшее от человеческого головотяпства. Из года в год уходили все организации из бывшей школы-церкви. Только в 1999г. приходской общине полностью вернули все помещения. И опять все заново и заново, с молитвой и трудом, возрождалось это здание. Теперь это часть моей жизни или даже вся моя жизнь.
            100 лет – век. Много или мало?.. Много чего упущено безвозвратно, что-то еще можно возродить. Но это все о камнях. А главное - пастырю возрождать и восстанавливать души человеческие. Много людей переступили за мои 19 лет служения через порог храма. Кто остался, а кто-то ушел и не вернулся больше. Почему так получается? Может, человек еще не готов жить со Христом, идти за Ним, изменить свою жизнь. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что наш земной шар – это большая больница. Мы все больны, в тяжелой ли, в легкой форме. И болезни различные, но они приносят боль человеку. А храмы – это лечебницы. Мне вспоминается рассказ одной прихожанки, которая в силу обстоятельств уже не живет в Селезневке. Было это лет 10-12 назад. Болела она часто, болезнь имела характер нестерпимый и неспокойный. В храме только успокаивалась женщина, но все как-то откладывала исповедь, причастие. А после очередного курса лечения в больнице изменилась духовно. Поведала она мне свой сон: снится мне, говорит она, что опять я лежу в больнице и как-то после процедур вышла погулять во двор, потом дальше, дальше, и так оказалась в городе. И что странно, не вижу вокруг себя людей. И чувствую, что нужно возвращаться назад, в больницу, а дороги не знаю. И увидела дедушку, такого благообразного, и  спрашиваю, а где моя больница, как в нее попасть? А он улыбается и показывает рукой за мою спину и говорит: а вон твоя больница, возвращайся туда. Я поворачиваюсь и вижу на горе огромный белый сияющий храм… Вот и отстраиваем наши храмы - и каменные, и духовные, лечим души, больные грехом. Сколько «страждущих и обремененных» приходило за 100 лет в селезневский храм, и Господь врачевал их. Ведь и здания, если в них нет жизни, разрушаются. И всем нам дай Господи восстановить храмы своих разрушенных душ.

протоиерей Алексей Михайлюк,
настоятель Свято-Александро-Невского храма
пгт.Селезневка Алчевского благочиния

Историческая справка
Свято-Александро-Невский храм, пгт.Селезневка.
Храм построен в 1911-1913 гг. на средства местного землевладельца, инженера путей сообщения Казимира Людвиговича Мсциховского. Зданием он каменный, романо-византийского стиля: построен по проекту Льва Владимировича Руднева – в будущем знаменитого советского архитектора. Согласно постановлению уездного земского собрания от 1911 года управою было возбуждено ходатайство о присвоении Селезневской школе-церкви наименование «Церковь-школа в память царя-освободителя Александра II». Перед храмом был установлен памятник царю Александру II.
В будние дни в здании учились местные дети, а в воскресные и праздничные дни из комнат выносились парты, убирались перегородки и совершались богослужения. Земство Славяносербского уезда приняло на себя расходы по содержанию церкви-школы. В более поздних документах Селезневский приход называется уже в честь святого благоверного князя Александра Невского.
В 1932 году община была распущено, а здание передано под зернохранилище, а затем под клуб Дома отдыха. В нем были закрашены фрески, проведено паровое отопление, поставлена киноустановка.
Богослужения в храме возобновились во время оккупации в 1942 году. Официально община зарегистрирована 9 ноября 1944 года, в составе 388 человек. В октябре 1947 года здание храма у общины вновь было изъято и передано под клуб. В нем находился поселковый совет, почтовое отделение. Верующим разрешили занять под молитвенный дом здание бывшей конторы совхоза по улице Советской. Прихожане отремонтировали и перестроили его, увеличив площадь. На этой же усадьбе был построен небольшой дом для священника.
С сентября 1961 года священник переведен в другое место, а Александро-Невский приход с.Селезневки приписан к приходу Николаевской церкви г.Коммунарска.
Жалобы верующих в различные советские инстанции ни привели ни к какому результату, и решением Луганского облисполкома №235 от 3 мая 1962 года община была снята с регистрации. Здание молитвенного дома, дом священника, хозяйственные постройки были изъяты и переданы под мастерские бытового обслуживания.
15 октября 1990г. Община вновь получила регистрацию и ей передана часть здания храма. Полностью храм передан Церкви в 1999г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий