понедельник, 19 сентября 2011 г.


Луганскую епархию посетил Святейший патриарх Кирилл

Послесловие к визиту.

          Патриарх уехал.
Визит, казалось бы, стремительно короткий, оказался столь насыщен событиями и впечатлениями, что еще долго и верующие и те, для кого Церковь лишь религиозная составляющая, будут обсуждать, вспоминать и рассматривать фотографии этих двух сентябрьских дней. Для епархии же Луганской – это веха, и словосочетания «до визита Святейшего» и «после визита Патриарха» станут скоро естественной и понятной временной границей в нашей церковной жизни.
            Сегодня уже четко выделены три основные момента прошедшего события.
Первый, это, конечно, Литургия на Театральной площади.
Второй, проповедь Святейшего после литургийного евангельского чтения.
И третий, отсутствие политической составляющей в самом визите, в мероприятиях и встречах.
Оставим два первых момента для официальных сообщений, а здесь остановимся на третьем пункте, тем паче, что до дня нынешнего не прекращаются попытки светских СМИ увидеть в визите Святейшего то, чего не было.

            Впервые за 20 лет, в Луганске, в самом центре города, состоялось многотысячное общественное мероприятие, где отсутствовали политические лозунги, где не было партийных знамен и куда стремились попасть многие и многие. Отсутствовали на площади страстные речи, перекошенные злобой лица и не было призывов добиваться власти, как и не звучали лозунги, вкупе с обвинениями.
Иное присутствовало: совместная молитва, прошение к Творцу о умиротворении и даровании жизни мирной и благочестивой.
Без работы остались те журналисты, кто выискивал протестующих и несогласных, кто желал увидеть перебранку и эпатажные выходки.
Не было этого.
На фото и телекадрах запечатлелись и стали историей удивительные по красоте молящиеся луганчане, слезы на их глазах и радость на лицах. Когда же практически вся площадь запела «Отче наш» журналисты и телеоператоры растерялись. Эта растерянность объяснима и понятна. Ведь для многих из пишущей и снимающей братии, Церковь до дня нынешнего - это всего лишь еще одно место политических противостояний, наполненным потенциальным и довольно многочисленным электоратом.
Сегодня, листая новостные интернет-страницы, сразу заметно разочарование тех, кто предполагал еще раз поведать о «экспансии Москвы», «притеснении украинского языка», «кровавых происках Кремля» и подобных пиарных тем.
Не вышло.
Над Театральной площадью шелестели лишь знамена патриарха, взлетали в небо зеленые шарики, а с алтарного помоста Святейший просил любить друг друга, жить вместе, да искать прежде всего в себе любимом источник собственных нестроений, болезней и неудач. Ни тебе призывов к уничтожению еретиков, ни пожеланий политических перемен, ни определений новых врагов.
            Осталась не затронутой и так называемая «проблема» украинского языка, да и как ее трогать, если накануне визита из Москвы пришло однозначное требование обеспечить при телетрансляции литургии украиноязычного комментатора. Пришлось срочно звонить в Киев и испрашивать благословение на командирование в Луганск игумена Лонгина (Чернуху), который вместе с российским комментатором Николаем Державиным и вел телерепортаж. Да и на самом сайте Московской Патриархии странные, для многих озабоченных «русификацией», явления происходят. Там все материалы и на украинском выложены.
            Перед визитом практически все журналисты спрашивали: «Цель визита патриарха Кирилла в Луганск?» Ответ, что помолится с нами Святейший приезжает, их естественно не удовлетворял, но как оказалось, это и было то основное, для чего впервые в истории на луганскую землю приехал патриарх.
            Судите сами.
            В первый день, сразу с аэродрома Святейший едет в кафедральный собор, где просит о молитве и дарит верующим Свято-Владимировского храма икону Казанской Божьей Матери, то есть тот образ, который особо молитвенно почитаем в нашей Церкви.
            На следующий день, в присутствии (как определили органы правопорядка) более 20 тысяч верующих служится Божественная Литургия, то есть совершается Таинство, без которого невозможна Церковь как таковая. «Литургия» и переводится с греческого, как  «служение», «общее дело», то есть общая молитва.
            Затем, патриарх направляется на площадь Героев Великой Отечественной войны, где молится о павших и возлагает цветы к Пилону славы и Могиле Неизвестного солдата. Его встречают ветераны и здесь молитва, добрые пожелания и благословение.
            В областной детской онкологической больнице патриарх Кирилл благословляет закладку храма, основная цель которого молитва о болящих детях и социальная помощь молодым семьям. И заключительная часть визита – молитвенное благословение молодоженов.
            Так зачем же приезжал Святейший? Разве не для молитвы? Не для пожелания Божьей помощи трудолюбивому луганскому народу?
            Могу еще добавить то, что не увидели и где не присутствовали журналисты, что не вошло в новостные сообщения, репортажи и статьи о визите. В конце литургии все священники, участвующие в богослужении, подходили за благословением к Святейшему.  Каждого из нас патриарх, вручая икону Спасителя, просил лишь об одном: «Храните веру православную, крепите единство Церкви, любите свою паству».
            Так что, уважаемые заполитизированные работники пера и видеокамер, не ищите в этом великом событии для нашего края иных смыслов. Будьте правдивы и объективны.
 Передайте своим читателям и зрителям вот эти слова, сказанные Святейшим патриархом Кириллом в литургийной проповеди:
«Иногда даже искушенные люди в политике говорят: «Народ не обманешь!». Правильно, не обманешь. Не обманешь православный народ, который причащается святых Христовых Тайн, который хранит Веру Православную! И многое человек может не знать, но внутренний голос будет подсказывать, как вести себя, внутренняя сила будет ограждать человека от греховных и неправильных поступков! Вот почему Господь и говорит: «Что врата ада не одолеют Церковь», потому что силой Божией изгоняется сила бесовская. Силой Божией восполняется немощная сила человеческая, и верующий и преданный Богу человек обретает силу, становится непобедимым».
После завершения визита я весь вечер провел в Луганске. Было много встреч, но мне особо запомнились слова 40-летней учительницы из Северодонецка:
- Батюшка, я не знаю, как это передать, но как же удивительно радостно, когда вокруг все едины, когда понимаешь, что есть самое главное в жизни никакому времени неподвластное. Вот мне трудно сейчас. Зарплата небольшая, детки не всегда послушные, а увидела патриарха, помолилась с ним и знаю, что Бог и меня, и всех моих не оставит.
протоиерей Александр Авдюгин

Комментариев нет:

Отправить комментарий