вторник, 20 декабря 2011 г.


Благое дело

Много православных церквей было разрушено в богоборческие времена. И все-таки некоторые устояли. Как ни старались безбожники, но по образным словам гоголевского Тараса Бульбы разрушить все «не хватило на то их мышиной натуры».  Об одном из таких непоколебимых столпов  православной веры – Свято-Троицком храме в поселке Новоалександровка Краснодонского района и пойдет речь.
Дорога, петляя, то сбегает вниз, то устремляется в гору. «Катимся, как на горных лыжах», - говорит, плавно вписывая машину в очередной поворот, протоиерей Вадим Галкович, благочинный Краснодонского округа.  Отец Вадим хочет показать мне, как сам он говорит, жемчужину Краснодонского благочиния – Свято-Троицкий храм. Заодно с настоятелем  познакомить. «А насколько интересным будет это знакомство,   Вы уж сами решите».

Вот и околица Новоалександровки. Выхожу из машины, разминая ноги, и тот час замираю перед росписью на белой стене церковного домика: широкая полноводная река, на противоположных берегах которой стоят двое святых…  «Время полюбоваться у Вас еще будет. Давайте знакомиться», - обращается ко мне настоятель храма протоиерей Василий Омелько,  встречающий нас у ворот церковной ограды. У отца Василия белым полукружием борода, глаза  улыбающиеся, лучистые. От всего облика батюшки веет добротой и в то же время  какой-то особой надежностью. Такие люди многое прощают, уступают в чем-то, но если принимают решение, становятся тверды, как камень…   
Отец Василий приглашает к себе в маленькую комнатку отдохнуть с дороги,  отогреться, выпить чаю. Как-то незаметно разговор заходит об истории Свято-Троицкого храма. Настоятель приносит книгу «Луганская епархия», в которой говорится, что церковь была основана в 1911 году. Однако отец Василий отыскал в архивах другую дату – 1868 год.  Храм пережил революционное лихолетье. И все-таки в 1936 году его закрыли. Частично разрушили, сняли большой колокол и разбили. Правда, второй, как ни тужились безбожники, снять  не смогли: Господь не попустил такого бесчинства…  На уцелевший колокол махнули рукой – мол, все равно молчит, а саму церковь переоборудовали под клуб. Но что-то не вытанцовывалось в ней молодежи, и храм решили использовать под склад для пшеницы.
В годы Великой Отечественной Войны началась вторая жизнь храма. Приходская община в количестве 160 человек была официально зарегистрирована 3 ноября 1944 года. «Низкий поклон нашим бабушкам, - с чувством благоговения произносит батюшка, - которые в годы лихолетья сохранили православную веру».
Из книги «Луганская епархия» следует, что храмовый праздник  прихода – День Святой Троицы. Но есть еще один престольный праздник, который отмечается в храме и на который приезжают люди из соседнего села Великий Лог  – Рождество Пресвятой Богородицы…  Отец Василий достает из ящика комода позеленевшую бронзовую дощечку. Оказывается, она была обнаружена в фундаменте Свято-Рождество-Богородичного храма, построенного в 1862 году в селе Великий Лог « трудами и усердием полковника Алексея Никифоровича Краснянского и жены его  Устинии Стефановны».  До 1961 году в церкви шли богослужения, но в 1962 году, ровно через сто лет по завершению строительства, храм разобрали.  Мол, не вписывался в идеологическую модель строителей нового общества.  Вместе с некоторыми иконами  разрушенного храма досталась в наследство отцу Василию и эта старинная пластина. Двадцать лет назад на том месте, где  некогда возвышался Свято-Рождество-Богородичный храм, по инициативе отца Василия был установлен памятный крест. Забегая вперед, замечу, что устанавливать кресты – это, наверное, призвание отца Василия.  Его стараниями на границах района установлены благословляющие путников «дорожные» кресты. Но самый, пожалуй,  знамений крест установлен прихожанами Свято-Троицкого храма 10 октября 2007 года, на высокой горе, в районе села Большой Суходол в память о погибших воинах, освобождавших от немецко-фашистских захватчиков родную Луганщину…
Известно, что многое  находится в руках человека. Так же и процветание храма зависит от его настоятелей. Батюшки, которые служили в храме в годы богоборчества,  делали  все, чтобы отстоять приход. К примеру, за веру пострадал отец Иосиф Сухомлинов,  который много лет провел в тюремных застенках, и вышел на свободу совсем больным. В 1982 году груз ответственности за храм и приход принял на себя протоиерей Василий Омелько.
- До моего прихода, нельзя было звонить в колокола, - рассказывает батюшка. – Дело в том, что неподалеку находится школа, и местная власть объясняла свой запрет тем, что звон колоколов отвлекает школьников от занятий.
Отец Василий сразу же этот запрет  нарушил, за что  неоднократно вызывался в различные инстанции для дачи объяснений.
- Иной раз мне казалось, что  вера человеческая - ручеек, пробивающий себе дорогу сквозь снежные заторы, - признается отец Василий, - на моей памяти много примеров это подтверждающих.
Однажды в храм пришел шахтер-партиец крестить сына.  Окрестили ребенка, как положено, и записали в книгу регистраций. На следующий день вызвал его парторг «на ковер». И понес с порога: мол, такой сякой, устав партийный нарушаешь. Самое интересное в этой истории было то, что тот же парторг крестил в храме своего внука. Только в книгу регистрации ребенка  по его просьбе  не записали.
Но Господь со временем все расставил по своим местам.  С 1988 года отец Василий – председатель общины и церковного совета.  Его имя известно далеко за пределами прихода. Был такой случай. Как-то раз приехал человек из Краснодарского края просить об излечении сына. Оказывается, обратиться к отцу Василию ему посоветовал товарищ, местный житель.
«У меня слезная просьба к вам, батюшка, дайте несколько ниточек от Плащаницы Спасителя. Это обязательно поможет сыночку моему». Отец Василий просьбу выполнил. А через полгода приехал  этот человек снова: «Выздоровел сыночек мой. Примите в подарок от меня саженцы туй».
- Посадили мы туи. И все принялись, как одна, - с гордостью говорит отец Василий. – Да что рассказывать. Вы и сами все увидите сейчас своими глазами.
Выходим во двор, где батюшка демонстрирует своих зеленых питомцев. Действительно, туи замечательные, высокие роскошные. А еще, у входа в храм,  я обращаю внимание на нарядные голубые ели: одна -  по левую руку от входа, другая - по правую.
- Обратите внимание на ту, что растет справа от креста,  - показывает отец Василий. –  У той, что слева ствол прямой, а у этой – изогнутый. Представляете, она сама так изогнулась, чтобы ветвями не заслонять крест, установленный в честь 1000-летия крещения Руси…
Обходя храм по периметру, батюшка указывает еще на одну елочку. Когда-то злой человек, перелез через ограду и срезал у нее верхушку. Так за несколько лет у елочки выросла новая. Я же в свою очередь обращаю внимание на траву, по которой мы шагаем. По идее, трава в эту пору года должна пожухлая, сухая. А она, как изумрудный ковер.
- Сама растет такая, - улыбается батюшка. – Хорошо ей здесь. Место у нашего храма святое, Господом спасаемое. Во время войны  немцы пытались бомбить железнодорожный мост, что неподалеку. Верите ли, ни одна вражеская бомба даже поблизости не разорвалась.
Осматриваюсь. Церковная ограда сложена из дикого камня и напоминает кольцо. Все что внутри кольца - Божье, одухотворенное, исполненное особого смысла -  и туи , и ели, и изумрудная трава, и этот глубиной 18 метров колодец, вода  в котором обладает целебной силой…
Наконец, я прошу отца Василия рассказать истории панорамной росписи стены церковного домика. История, как выяснилось, незамысловатая. Дело было накануне великого праздника – 1000-летия крещения Руси. Стал отец Василий думать, чем бы отметить торжество. Ладно, памятный крест установить у входа в храм. А еще? И тут он обратил внимание на глухую стену церковного домика, выходящую на дорогу. «А что если бы расписать стену? – подумал батюшка. – Место для росписи – сама стена.  А тема для живописи сама  напрашивается: Днепр течет полноводный, на одном его крутом берегу – Андрей Первозванный с крестом, на другом – равноапостольный князь Владимир». Художественным замыслом поделился с местным художником, которого звали Игорь, человеком талантливым, верующим. Разве мог тот батюшке в просьбе отказать? За несколько месяцев работа была завершена. И прихожане ахнули от удивления и умиления. Им было приятно от осознания того, что отныне их храм приобрел неповторимый облик.
В заключение нашего обхода заходим в строящуюся часовню. Здесь бодро орудуют мастерками две приветливые прихожанки – Нина Попова и Наталья Степанют.  Им помогает немногословный мужчина, представившийся «рабом Божиим Владимиром».
- Благое дело делаем, - за всех говорит Наталья, - церкви родной помогаем. Очень нам хочется, чтобы православные храмы процветали на любимой Луганщине.

Вадим Рыбальченко




Комментариев нет:

Отправить комментарий