вторник, 27 декабря 2011 г.


Хэллоуин -  дьявольский карнавал

Интересно, что «эволюцию взросления» можно проследить через … смену карнавальных костюмов, соответствующих определенному возрасту: в детском саду – это пушистые наряды  зайчиков и лисичек, в школьные годы – костюмы пиратов и фей. Тем же, кто достиг совершеннолетия,  предлагается примерить  облачение  вампиров, ведьм и вурдалаков. И праздник в тему – Хэллоуин. Часть молодежи охотно участвует в  зловещем маскараде. Совершенно не подозревая  о последствиях подобных переодеваний - заигрывание с бесами чревато их появлением в реальной жизни.
В ночь с 31 октября на 1 ноября у луганчан была возможность  отметить Хэллоуин. Накануне  афишные тумбы пестрели объявлениями о зажигательных вечеринках.  Масс-медиа также подогревали интерес  к предстоящему действу. К примеру,   в программе «Телемикс», выходящей на канале Irta, не только рассказывалось об истории праздника, но и проводился соцопрос: «Будете ли вы завтра праздновать Хэллоуин?». О результатах  опроса мы поговорим ниже. Вначале несколько слов о самом празднике.

Корни Хэллоуина уходят в глубь веков, в  дохристианскую эпоху, когда земли Ирландии, Северной Франции и Англии населяли племена кельтов. Они верили, что в ночь на 1 ноября, называемую Самхейн или Самайн, открывается граница между миром мертвых и живых. У  язычников кельтов этот праздник считался главным в году. И дабы не стать добычей тени мертвых,  кельты наряжались в звериные  шкуры и всем своим устрашающим видом  отпугивали приведения.
Воспоминания о Самайне остались в памяти  жителей Туманного Альбиона и после их обращения в христианскую веру. Когда в IX веке Папа Григорий III перенес с 13 мая на 1 ноября празднование Дня всех святых, Самхейн начали праздновать снова. Несмотря на то, что католическая церковь ставила перед собой цель искоренение кельтских традиций, совпадение дат привело к обратному эффекту. Праздник выжил и  до сих пор отмечается в лучших традициях Самхейна.
Так что же несет в себе Хэллоуин: карнавальное веселье или «горькое похмелье»? Давайте порассуждаем. Хэллоуин – праздник сугубо языческий. Он вышел из язычества и полностью соответствует его духу. А что такое язычество? По своим существенным характеристикам оно - полная противоположность христианства: «Да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.5,47). Апостол Петр призывал христиан не поступать «по воле языческой», не предаваться «нелепому», (слав. «богомерзкому») идолослужению (1 Пет. 4,3). Св.апостол Павел ярко изображает глубину падения человека в язычестве (см.Рим.1,21-25). По его словам, язычники Бога не знают (см.Фес. 4,5), ходят «к безгласным идолам» (1 Кор.12,2).  Замечательно сказал о язычестве в своей книге «Столп и утверждение истины» священник  П. Флоренский: «Язычество… лжерелигиозно и лжедуховно. Оно – искажение, извращение, растление истинной веры, присущей человечеству изначала…Язычество – это прелесть».
 Однако, как свидетельствует статистика празднования Хэллоуина, находится немало желающих покружиться в богомерзком языческом хороводе. И тут самое время вернуться к соцопросу, который проводился в программе «Телемикс». Его результаты: 70% респондентов  изъявили готовность участвовать в хэллоуинских мистериях и лишь 30%  заявили, что не будут «зажигать» в «тыквенном» шабаше. Статистика тревожная. Однако  означает ли это, что  70% ответивших «да» - все поголовно язычники и идолопоклонники? Конечно же, нет. Абсолютное большинство из них – обыкновенные молодые люди, переживающие о том, чтобы не скучно провести (убить) время. Движимые банальным любопытством и скукой, они охотно входят в хоровод, где танцуют ряженые, даже не подозревая, каковы могут быть последствия приобщения к этому «веселию с перчинкой». «Я в хоровод вступаю хохоча, - пел Высоцкий. - И все-таки мне неспокойно с ними: а вдруг кому-то маска палача понравится – и он ее не снимет». Но самое страшное при этом -  распознать тех, кто надел маску палача не потому, что  страшная, а потому, что соответствует натуре…
В конце июля 2009 года Луганск облетела страшная весть об акте вандализма, совершенном на кладбище в районе поселка Касиора. В ночь на 23 июля на кладбище было разгромлено 138 могил. На ноги подняли тогда весь личный состав Артемовского районного отдела милиции. Благодаря энергичным оперативно-розыскным мероприятиям, вандалов быстро задержали. Ими оказались трое молодых людей: 20-летний Игорь, ранее судимый за кражу, его 17-летний друг Дмитрий и 15-летняя девушка Аня. Как выяснилось, все трое принадлежали к разнообразным молодежным субкультурам. Но именно Игорь, выступивший инициатором погрома, «проповедовал» сатанизм, не раз участвовал в «черных мессах», во время которых подвергаются хуле и осмеянию священные символы христианства. Панк Дима и готка Аня беспрекословно ему подчинялись. Можете не сомневаться:  в хороводах в ночь на Хэллоуин  можно встретить не одного такого, как и Игорь, дьяволопоклонника.  Подобные Игорьки заняты не столько  развлечениями, сколько поиском жертв, которыми можно будет потом легко манипулировать.
Иеромонах отец Ефрем, сотрудник пресс-центра Якутской епархии, так охарактеризовал «ирландскую мессу»: «Праздник Хэллоуин – это заигрывание с нечистой силой. Кажется игрой, шалостью. Но, шутки - шутками, а если нечистую силу открыто прославлять, усиленно призывать, то она придет к тем, кто ее зовет! Не стоит легкомысленно относиться к этому празднику. Уже точно известно, что после празднования Хеллоуина возрастает число преступлений, растет количество немотивированных самоубийств…»
За подтверждением правоты слов святого отца ходить далеко не надо.  1 ноября этого года, как раз после хэллоуинской ночи, группа молодых людей, на лицах которых были натянуты медицинские маски, с использованием бит разгромила  киоск с шаурмой  возле Луганского национального университета и избила четырех иностранных студентов. Подобный же конфликт произошел вечером 1 ноября на территории Луганского государственного медицинского университета, где в завязавшейся драке  двое иностранных студентов получили ножевые ранения. Примечательно, что во время православных праздников преступления, тем более тяжкие, практически не совершаются.  А объясняется все просто: православные праздники – олицетворение Света, Добра, Мира и братской Любви, завещанной нам Спасителем. Именно поэтому, даже злодеи не смеют в эти дни брать в руки орудия насилия.
Протодиакон Андрей Кураев называет Хэллоуин «дьявольским праздником».  Его поддерживает известный режиссер Тигран Кеосаян: «Я считаю, что Валентинов день, день святого Патрика и Хэллоуин – не русские праздники». К этому можно добавить следующее. Возможно,   увеселения, типа Хэллоуина, совершенно чуждые ментальности нашего народа, и не пустили бы столь глубокие корни, если бы не старания отдельных  светских масс-медиа, по-своему воспринимающих свободу слова и призывающих чуть ли не с пеленок приобщаться к подобным «плодам» западной культуры. Впрочем, каждый волен решать: участвовать ему в  карнавальных шабашах или нет. Надо только при этом помнить  слова Священного Писания: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят…» (Лк. 17,1)
Русская Православная Церковь не благословляет своим чадам участие в языческом празднике Хэллоуин в любой форме по следующим причинам:
1. Происхождение, форма и сущность этого «праздника смерти» - языческие и несовместимы с верой в Воскресшего Христа - Победителя ада и смерти. Истоки его относят к поверьям древних кельтов, которые считали, что в эту ночь открывалась дверь в потусторонний мир и обитатели ада проникали на землю. Прославляя языческого бога Самхаина (Повелителя Смерти), древние кельты приносили ему жертвоприношения, уповая на то, что «задобренный» Самхаин разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Хэллоуин разряженными в костюмы привидений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.
2. Хэллоуин является кощунственным глумлением над днем Всех Святых и над самими святыми: в день, когда воспоминаются святые, христиане одевают на себя костюмы бесов, что в соответствии с церковными канонами является тяжким грехом.
3. Вся символика этого праздника неприемлема для православного христианина, ибо являет собой подмену христианских ценностей и представлений антихристианскими: гадания, колдовство, олицетворение смерти и духов зла, языческие обряды принесения жертв злым духам, обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей, служащей образом мёртвых.
Вадим Рыбальченко,


Комментариев нет:

Отправить комментарий