вторник, 15 мая 2012 г.

Век самообмана. Последствия «информационного прогресса»



   Я уверен, что если бы согласился переживаемое время признать долгожданным осуществлением человеком «скачка» вперед навстречу счастью и совершенству, - вступил бы в существенное противоречие с очевидным и действительным. Не буду говорить о техногенном вреде, который человек причинил самому себе в ходе реализации своих «прогрессивных» затей и неумении их использования, а так же рассуждать на тему о целеустремленных «прорывах» в «светлое будущее» в объятья «клона-копии» «гения-убийцы» или в «заботливые» руки выдуманного и искусственного «руководителя человечества». Речь несколько о другом…
   Быть может, так называемый, «прогресс» и разрешил некоторые недоуменные вопросы, волновавшие отдельные любознательные умы и отчасти удовлетворил определенные потребности человечества. Но, исчерпал ли он, тем самым, непознанное? Скорее нет, чем да. И это очевидно. Ведь за любым очередным «открытием» пред человеком неминуемо предстает новый горизонт неисследованного. И, по-видимому, это будет происходить бесконечно. Так говорить позволяет больше оснований, чем говорить иначе.

    При этом замечательно, что человек не становится довольнее и самодостаточнее. Напротив, ощущение лишенности и ограниченности в нем все более возрастает и усиливается.
    Чем больше открытий, тем больше вопросов возникает. Этот факт хотя и ожесточает горделивый ум человека, но вместе с тем и дает понять, что он беспомощен и бессилен объять и охватить «целое» будучи лишь частью этого «целого».
     И, тем не менее, он не перестает барахтаться в своих потугах и порывах в надежде совладать с законами природы и стать «властелином». Нельзя сказать, что в этом стремлении он безуспешен. Поэтапное осуществление желаемого ему частично все же удается. Вот только снова здесь не обошлось без неувязки: чем больше человек узнает, тем больше вредит самому себе. Вместо того чтобы созидать, он разрушает.
    Убедиться в этом несложно. Достаточно учесть следующее обстоятельство. 21 век – век «горя от ума». К сожалению, осуетившийся человек, не замечает той беды, которая постигла его на пути собственного умственного развития. Уж слишком он много стал знать в результате пресловутого «прогресса». «Слишком», - поскольку обладать определенными, пусть даже положительными и полезными, естественными знаниями тому, в чьих руках кухонный нож превращается в орудие для убийства, - определенно неполезно.
    И даже не в этом дело. Да, это нонсенс, и это ужасно! Но есть вещи и попроще, - вещи, с которых начинает быть то, что есть сегодня.
     Хочу сказать о неумелом использовании какой-либо информации.
     Известно, что любые знания – это информация. Любая усвоенная информация становится знанием. И то, и другое взаимосвязано. Огромнейший информационный объем, буквально, шквалом обрушившийся в нынешнем веке на сознание человека в интеллектуальном плане, стал причиной его умственной деградации, в нравственном же отношении, - причиной аморализации.
     В первом случае возникает вопрос: какая существует связь между информационным потоком и умственной деградацией? Логичнее было бы утверждать противное. Ведь, чем больше знаний, тем менее невежества. Безусловно, так должно быть. В действительности же все иначе.
    Человеческое сознание сегодня, как никогда находится под колоссальным воздействием средств массовой информации. Кажется, это неплохо и даже, удобно: большой выбор, любой тебе тут и цвет, и вкус. И преподносится все это вроде бы ненавязчиво.
     На самом же деле человеческое сознание оказывается беспомощным перед лицом информационного разнообразия. Именно в постоянстве и одновременности подачи разношерстных сведений кроется вся мощь этого воздействия и на сознание, и на психику.
     Зачастую человеку тяжело остаться в рамках им выбранного, сохранить верность личным взглядам, интересам и потребностям. Та информация, которая, вроде бы, ему неинтересна, подчас увлекает его своим слащавым пафосом и громкой, актуальной интригой. По мере увлечения у человека вырабатывается и соответствующий вкус к этой информации, которая, таким образом и, в конечном счете, становится востребованной. 
      Так появляются новые вкусы, новые интересы. Беспрерывный переход от одного образа к другому незаметно провоцирует дезориентацию, потерю разборчивости и разграничения «нужного» и «ненужного», «полезного» и «неполезного».
     Скорость информационного «круговорота» лишает человека возможности всмотреться в предмет, исследовать его как можно глубже и подробнее. Частота информационного «пробега» настолько велика, что человеческому вниманию удается лишь только как-бы «сопроводить» взглядом преподнесенный образ. «Разглядеть» же суть этого образа в условиях увеличения информационного «водопада» все менее представляется возможным.
     Отсюда и усиление интеллектуального равнодушия к любого рода транслируемым сведениям. Ослабление критического мышления. Прогрессирующая умственная лень.
     И в самом деле, есть чего бояться. Утратить силу анализа усвоенного человеком информационного материала, куда страшнее дилетантства. Вот она особенность нынешнего исторического времени! Увидел, услышал, усвоил, передал другому. Как будто и не человек вовсе, механизм какой-то. Ретранслятор-передатчик, и только. Не деградация ли это и в самом деле?
     По этому поводу есть интересные сведения в Библии. В первых главах книги Бытия рассказывается о том, как Адам, находившийся тогда еще в Эдемском саду, по повелению Бога нарекал имена животным. Эти имена не были кличками или прозвищами. Прародитель присваивал животине то имя, которое отображало, выражало его сущность и природу, способности и свойства. Вот он, подлинный интеллект и разум человеческий – чистый и проникновенный, и, главное, творческий!
   Что имеем сегодня? Масштабную интеллектуальную лень, и, как следствие этого, глобальное информационное потребительство. Утешительного в этом мало. Молодое поколение впитывает все, что видит и слышит, буквально упивается, старшее старается всячески подражать «продвинутой» молодежи.
     Долго искать доводов, которые бы свидетельствовали о все более усиливающейся интеллектуальной лени, особенно юношеской возрастной категории, не нужно, да и не придется. Они сплошь и рядом.
     Вот сленг, например, который нынче стал достаточно устойчивым и, который активно используется в качестве связующих звеньев в построении предложений, речи молодых людей.
     Реплики и слова, вошедшие в «сленговый словарь» мы слышим неоднократно. Поэтому дублировать их в данном контексте не буду. Нужно лишь понять, что такого рода явления – проблема современности. Утверждать это едва ли будет преувеличением.     
     Можно ли оспорить, например, тот факт, что вопросы «зачем?», «почему?», «полезно ли?»,  звучат все реже. Допустим, это не так. Тогда почему юноша, окончивший среднюю школу в ВУЗе на вступительных экзаменах по литературе, не может назвать автора романа «Отцы и дети»? В ответе он блуждает между Федором Достоевским и Львом Толстым. На эту тему сатирики сейчас много шутят, хотя радостного в этом меньше допустимой нормы.
    Очевидно, молодой человек задолго до экзаменов решил не утруждать себя поиском ответов на вопросы «зачем?», «почему?» и «полезно ли?».
    Полезно ли мне тратить время на просмотр полугодового телесериала, когда экзамены уже «не за горами»? Если я наотрез откажусь отвечать самому себе на этот вопрос, то я нанесу урон личной жизни.
     Само желание не знать правды о полезности или не полезности той или иной вещи, - уже аморально. Ибо человеку несвойственно не рассуждать.  Самопознание и самооценка – естественные свойства и потребности его природы. Если не отвечать этим свойствам и потребностям, то человек оказывается вне собственной нормы, вне своего естественного устроения. И это нездорово.   
    Можно ли назвать полезным привычку употреблять выражение «это круто» (сленг нынешней молодежи) вместо, например, других слов «это красиво», «это восхитительно», «это прекрасно»? Полезно ли изменять возвышенному и одухотворенному, опускаясь до уровня грубого, жесткого и тусклого?
     Ведь слово, как и одежда, незаметно формирует соответствующую модель поведения, вызывает соответствующий образ мыслей. Человек, одетый скромно вряд ли пойдет танцевать на дискотеку. Для этого ему надо перевоплотиться, переменить свой внешний облик.
    Словом, - любое выражение это камертон, придающий жизнедеятельности личности соответствующий тон.
     И еще одно по этому пункту. Тенденция упрощения сложного, в данном случае, замена красивых, но несколько усложненных слов и выражений упрощенными, является свидетельством умственной лени и ослабленной интеллектуальной творческой  способности конструировать и изощрять речь.
В условиях активной смены сведений человек попросту не успевает разобраться, понять. Это постепенно приводит к притуплению потребности в т. н. «сущностном познании», - к ослаблению стремления искать и находить причину вещей и явлений всего происшедшего и происходящего.
    На поиск ответов на вопросы: что это? Какова причина и последствия? – не только не достает времени, но и тех душевных сил, которые истощаются от постоянного сопереживания и сочувствия тому или иному увиденному или услышанному. В итоге причинно-следственная связь многих вещей и явлений во многом остается непонятой человеком. Отсюда и неполное, поверхностное и, подчас, искаженное понимание происходящего.
     Вот «Новости», например, которые заполняют телеэфир, процентов, на шестьдесят. Я имею ввиду все те передачи, в которых сообщают о событиях или случаях происшедших в городе, стране, мире. Ведь это – не более чем констатация фактов. Здесь нет глубокого анализа случившегося. Когда, рассказывают, например, о том, что где-то идет война, которая уносит жизни сотен людей, - о ее причине не скажут ни слова. Нет, конечно же, назовут человека или группу людей якобы виновных. Станут во весь голос обвинять их и настаивать на наказании. Но этим и ограничатся. Через некоторое время спустя какой-нибудь документальный фильм снова расскажет об этом. Нет, не о причине как таковых войн, кроющейся внутри человеческого сердца, его горделивости и пороках, - снова-таки он поведает о том же, но только более подробно и детально. И на сей раз, мы услышим и увидим лишь повесть или быль, а не откровение о первопричине происшедшего и об исходящем из нее выводе.
     В чем, спрашивается тогда смысл подачи такого рода информации? Расстроить человека? Вывести его из себя? Заставить бояться? Наверное, да, чем нет.
    Попросите кого-нибудь прокомментировать что-нибудь из категории злободневного, популярного. В ответ прозвучит суд, насмешка, неприязнь, зависть, гнев, обида. О причинах и выводах,- ни слова. Ни малейшего потуга к анализу.
    Очевидно, что та информация, которая преподносится СМИ сегодняшней пользовательской аудитории не оставляет повода для глубокомыслия. Не ориентирует ее на постижение основ и первопричин происходящего.
    То, что человеку действительно полезно знать остается вне зоны его внимания и сознания. И потому оно не тронуто и не востребовано.
    Есть только факты и есть случившееся, но о том, что за этим стоит, что к этому привело и еще приведет рассуждать некогда, и, даже, неинтересно.
    Кто-нибудь скажет нам, - зачем мне думать, например, о смысле и цели человеческой жизни, предназначении славянина или значении «культуры предков» - христианства?
    Во-первых, это – мыслительный труд. Ну, а во-вторых, - мне боязно от того, что ответы на эти вопросы будут меня к чему-то обязывать. Не хочу усложнять себе жизнь и без того нелегкую. Знаете ли, сейчас вообще не модно толковать об этом! Все это – темы прошлого. Головная боль философов и мыслителей какого-нибудь средневековья. Извините, сейчас я живу в информационном веке, в мире фактов, которые мне по-настоящему интересны. Спросите, для чего они мне? Да что б было о чем поболтать. Так, чтобы в кругу друзей и собеседников не выглядеть эдаким невеждой.
   Так человек и проживает на верхушке айсберга, не зная о том, что под ним. Так и проходит его жизнь вдалеке от действительности, - в царстве фактов и мечтаний об идеальном мире и совершенном человеке.
   А между тем, Голливудская киноиндустрия, заполоняя своим продуктом телеэфир, не престает удивлять своих зрителей очередными новшествами.  Убийство человека, его смерть в американском фильме покажут настолько натурально и реально, что ты перестаешь быть просто зрителем. Теперь ты ни сколько зритель, сколько соучастник и очевидец. Что за этим стоит? Психический шок, и, что всего страшнее, привыкание к подобного рода ситуациям.
   В этих обстоятельствах человек постепенно перестает быть судьей жестокости и изуверства. Он говорит: «мне все равно». Он становится равнодушным, потому что видит такое ежедневно. Потому для него оно – обыденность, «правда жизни».
   Но это еще пол беды. Гораздо трагичнее то, что следует за этим. Что именно?
    Убеждение, согласно которому жестокость, жесткость, агрессия, протест, фактор физической силы и оружия, являются едва ли ни единственным средством для самозащиты и достижения справедливости, мирового порядка.
    «Другого пути нет и быть не может! – Будет уверять нас нечто или некто, - не верь религии, которая пропагандирует добро, взаимную любовь и призывает именно этим оружием обороняться от атаки зла. Не верь ей и тогда, когда настаивает на том, что мир в мире может наступить только в условиях личностного, сознательно-свободного и индивидуального вращения в добро. Нет! Забудь об этом! Помни одно: ты – беззащитен перед лицом террористов и взрывателей метро. В любую минуту ты можешь стать невинной жертвой в результате какой-нибудь бандитской «переделки». Ты  - сам по себе и за себя. Мир полон зла. Вокруг предатели, завистники и клеветники. Мир несправедлив. Поэтому возьми ножны и вложи в них свой меч. Вооружись. Человек – твой враг. Будь готов к его приходу. Это – единственный путь – твой путь. Другого не ищи!».
   Вот она – правда жизни! Не то правда, что нужно браться за бейсбольную биту и идти протестовать, а то правда, что от этого человечество становится агрессивнее, вспыльчивее, жесточе, незрячее. Да, именно незрячее. В порыве агрессии, в состоянии аффекта оно слепнет и теряет самообладание, чуткость. Установка «справедливости не достигнуть без агрессии и оружия» становится стихийным явлением, твердой жизненной позицией.
   В итоге – жертвы. Причем жертвы без войны. Психические калеки. Моральные инвалиды. Самоубийцы. Подростки-алкоголики. Какой вывод из всего этого?
   Не хватайтесь за лезвие ножа! И помните, - не все то золото, что блестит, и что не всегда «информационный прогресс» в конечном счете, оказывается полезным и благотворным для психо-физического здоровья человека.
   Напротив: содержание сегодняшнего СМИ, в основном культивируют лишь рассеянность (вместо собранности) и безумие (вместо рассудительности).
   Всего хуже, что то, что транслируют, зачастую буквально загоняет в рамки исключительно инстинктивной жизни. Жизнь по инстинктам преподносится человеку  как норма его жизни, ее цель и смысл. К чему это приводит?
   К опровержению теории  Ч. Дарвина о том, что человек когда-то был животным…
   Как известно образ жизни животного формируется на основании его инстинктов, и только. Человек только потому и является человеком, что может возвышаться над тем, что ему свойственно и природно. Он диктует условия своим потребностям. Он же гармонизирует свои естественные функции. Ему вполне под силу в чем-то отказать самому себе, если это неполезно. 
   Это – его естественное положение, нормальное и здоровое состояние. В случае уклонения от этого «порядка» он начинает болеть. Это ли здорово?
  Стоит ли тогда поглощать любого рода информацию без разбора и исследования? Очевидно, не тот случай, чтобы не брать на поверку предложенное масс-медиа.
   Нужно всегда помнить, что увиденное или услышанное нами не оказывается совсем уж безобидным и безвредным. Зачастую человек становится «заложником» чуждой его человеческому достоинству и предназначению идеи, мысли, образа. А впоследствии и однодумцем тех, кто равнодушен к голосу собственной совести.
   Придет время и вместе они взойдут на трибуну и выступят за свободу. Но это не будет свобода от порока. Это – другая свобода, - свобода от суда совести, нравственного закона и правды, различающей добро и зло.
   Довольно нам такой свободы! - скажут они, - Пора нам от нее освобождаться! Пора идти навстречу рабству! Пусть нами владеет порок! Не боимся мы ни язвы желудка от собственной гордыни, злобы и зависти, ни нервного истощения от приступов гнева и чрезмерной раздражительности, ни войн от безумного желания стать властелином. И мы не станем обвинять в этом нашего бога-Эго, - мы обвиним другого Бога…
  Так нынче борются за справедливость, в основу которого полагают эгоизм, индивидуализм, вседозволенность, безмерность и равнодушие.
  Счастье теперь стали находить в неограниченном самоудовлетворении, в самой возможности достичь инстинктивных, животных целей.
  Сегодняшнее «добиться в жизни чего-то» значит стать богатым и популярным. Всего то, на всего! Да и помощь ближнему оказывается лишь для пиара.
  Сейчас «самореализация» - цель жизни, счастье. В чем оно? В достижении авторитета, в наличии выгодных «связей», «каналов».
  О герое, спасшем утопающего, если и скажут, то тут же забудут. Обличителя зла назовут психом. Слышать о духовно-нравственных ценностях и вовсе не захотят. Скажут: «скучно все это. Мы требуем хлеба и зрелищ!». Потому СМИ и старается показать то, что максимум востребовано.
    О героях-защитниках Отечества покажут и расскажут только в майский день девятого числа. Всего больше внимания обычно уделяют другим «героям-звездам» мира сего. О них вещают, как о тех, на кого нужно равняться, кому необходимо подражать. Они – эталон того, как нужно жить, к чему стремиться.   
     И пока мы будем восхищаться и восторгаться этими людьми, вряд ли заметим, как кто-то из них то ли вследствие личных душевных ран, то ли в силу семейных драм, или, что всего скорее, от бездуховности и угрызений совести страдает и мучится. А порой и досрочно обрывает собственную жизнь.
      Но об этом нам сообщат лишь как об очередном событии, а не как о результате обмирщенной жизни этого человека, - жизни исключительно плотской и физической. Всего более нам расскажут о тех мирских высотах и успехах, которых он достиг, а не о том, что нужно в жизни преследовать и иные цели, что в ней есть и другие ценности, быть может, наиболее важные.
      Стоит ли, поэтому, удивляться тому, что мы имеем сегодня. Ведь в основном информационное пространство сегодня заполнено тем, что стимулирует культ славы, богатства, наслаждения, эгоизма. Те, кому все это доступно и под силу в итоге оказываются в жизненном трупике от безысходности «что же делать дальше?». Другие же, не достигшие такого «благополучия» будут завидовать, ненавидеть и враждовать.
      Те и другие – это показатель того, какое воспитательное воздействие и какую силу влияния на сознание человека имеет содержание сегодняшнего СМИ.
       От того, воспитанниками какого «информационного воспитателя» мы окажемся, и будет во многом зависеть наше духовно-нравственное состояние и психо-физическое здоровье. Давайте же  выбирать «воспитателя»! И чем быстрее, тем лучше…

 протодиакон Геннадий Пекарчук

Комментариев нет:

Отправить комментарий