Борцы с частым причащением
любят утверждать, будто от самого принятия христианства на Руси и до ХХ века
единственной практикой в Русской Православной Церкви для простых монахов и
мирян было причащение от одного до четырех раз в год. На этом основании дерзают
обосновывать свое обвинение в том, что будто бы частое причащение есть
«обновленчество». Абсурдность такого обвинения очевидна сама по себе, но при
этом оно также основывается на ошибочном утверждении.
Историческую несостоятельность
указанной идеи можно увидеть, если обратить внимание на древнерусские памятники
церковной письменности.
Так, во второй половине XI
века Киевский митрополит Иоанн II († 1089) в своей «Заповеди святых отец к
исповедующимся сынам и дщерям» говорит о причащении в великие праздники и во
все воскресные дни Великого поста, всего насчитывая до 22 дней причастия в году. То есть примерно раз в две недели.
А если мы посмотрим
«Вопрошания Кирика» – документ середины XII века, содержащий запись беседы трех
священников с Новгородским епископом Нифонтом, то также увидим указания на практику
частого причащения в домонгольской Руси. Так, отвечая на вопрос о том, как
причащать бесноватых, епископ Нифонт говорит: «Правило святого Тимофея: “Если
кто из верных станет бесноватым, причащаться ли ему святых таин или нет? Если
не хулит тайны, пусть принимает, но не каждый день, достаточно ему раз в
неделю”. И я также говорю тебе» («Вопрошания Кирика». 17–18). Из этого
добавления видно, что практика еженедельного причащения была реальностью во
времена епископа Нифонта. В другом месте епископ предписывает наложение
епитимьи, состоящей в отлучении от причастия на месяц («Вопрошания Кирика».
75). Если бы в его время нормой и традицией было редкое причащение (раз или три
раза в год), то такая епитимья не имела бы никакого смысла.
Такую же практику частого
причащения мы увидим, если обратим внимание на то, что сообщается в житиях
святых, причем составленных в синодальный период, – все нижеприведенные случаи,
за исключением двух последних, взяты из «Житий святых», составленных святителем
Димитрием Ростовским и архиепископом Феодосием Черниговским.
Благоверный князь Димитрий
Донской (†
1389) причащался каждое воскресенье во время Великого поста.
Преподобный Сергий Радонежский († 1391) сразу после
пострига, будучи новопостриженным иноком 24 лет от роду, «семь дней неисходно
пребывал в церкви. Каждый день игумен Митрофан совершал литургию и приобщал его
святых тела и крови Господних».
Преподобный Савва Вишерский († 1460) «поставил себе
столп и, входя на него, всю седмицу до субботы проводил на нем в посте и молитве;
в субботу же сходил со столпа к братии, причащался с ними святых таин».
Преподобный Серафим Саровский († 1833), после того как
был рукоположен в сан иеромонаха, «причащался ежедневно с верою и благоговением
святых Христовых таин», а позднее, когда ушел отшельничать, тем не менее
«накануне воскресных и праздничных дней приходил в Саровскую обитель, слушал
вечерню, всенощное бдение или утреню и за ранней литургией причащался святых
таин».
Святитель Игнатий
(Брянчанинов) († 1867), когда еще был мирянином, курсантом Инженерного
училища, стал посещать церковь каждое воскресенье, чем вызвал недовольство
священника, который доложил о нем. Начальство сделало внушение будущему
святителю, что не положено мирянам слишком часто посещать церковь и причащаться
каждую неделю; довольно, как это предусмотрено Воинскими артикулами 1715 года,
одного раз в год или четырех. В результате молодому Дмитрию Брянчанинову и его
другу Чихачеву пришлось тайно сбегать по выходным на службу в другие храмы и
причащаться там раз в неделю.
Свидетельствуют о такой норме
в Древней Руси и сторонние наблюдатели, например вот что в 1523 году католик
Альберт Кампензе писал папе Клименту VII о вере и нравах московитян: «Они лучше
нас следуют учению Евангельскому… Причащаются весьма часто (почти всякий раз,
когда собираются в церковь)… В церквах не заметно ничего неблагопристойного или
бесчинного, напротив того, все, преклонив колена и простершись ниц, молятся с
искренним усердием… Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным
преступлением, прелюбодеяние, насилие весьма редки, противоестественные пороки
совершенно неизвестны, о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно.
Вообще они глубоко почитают Бога и святых Его».
Кроме того, норма о частом
причащении как идеале жизни христианина содержится и в изречениях русских
святых.
Преподобный Геннадий
Костромской († 1565) в своем завещании не оставлял монахам, причащающимся лишь
четыре раза в год, никакой надежды: «Святыни Божией не отлучайтесь: если монах
шесть недель святых таин не причастится, то он не монах».
Святитель Тихон Задонский († 1783) советовал
священникам: «Когда произносите: “Со страхом…”, подумайте, как Христос явился
по Своем воскресении апостолам и всем другим братьям. Знайте также, что этими
словами вы призываете верующих принять святые тайны. И когда видите, что кто-то
не подходит, пострадайте душой, поскольку в то время, как Христос зовет всех к
Себе и приносит в пищу Свое пречистое тело и кровь, кто-то не приходит на
вечерю этого великого благодеяния».
Преподобный Паисий
Величковский (†
1794) писал: «Бесы очень боятся шести добродетелей: 1) алкания, 2) жажды, 3)
молитвы Иисусовой, 4) крестного изображения… 5) частого причащения
пречистых таин Христовых – кто достойно причащается – и 6) несомненной
надежды на Бога. Нет страшнее сего оружие против бесов» («Крины сельные». 38).
Праведный Иоанн Кронштадтский († 1908): «Чем вернее и
сильнее средство, соединяющее нас с Богом, тем больше направляет против него
разрушительных действий противник Божий и наш, который употребляет для этого
все: и расположенное к лени тело наше, и слабость души… Оттого весьма мало
молитвенников искренних, усердных; оттого весьма редко и говеют-каются и
причащаются христиане» («Моя жизнь во Христе». I. 3).
Блаженная Матрона Московская († 1952), известно, что
одной больной женщине велела «не пропускать ни одной воскресной службы, на
каждой исповедоваться и причащаться святых Христовых таин», и вообще людям
советовала чаще причащаться святых Христовых таин: «Защищайтесь крестом,
молитвою, святой водой, причащением частым… Перед иконами пусть горят лампады».
Итак, целый сонм свидетелей
убеждает нас в том, что Русская Православная Церковь знала практику частого
причащения монахов и мирян во все века своего существования и никогда не
переставала голосом своих святых призывать к как можно более частому причащению
– не налагая это как иго на неготовых, но советуя как то, к чему нужно
стремиться и чего с Божией помощью вполне можно достичь.
Соответственно, все заявления
о том, что будто бы частое причастие противоречит «900-летней практике всей
Русской Церкви», мягко говоря, не соответствуют действительности.
«Журнал Московской Патриархии» №11, 2011 г.
Подготовка к
причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей
|
если не будете есть Плоти Сына Человеческого
ипить Крови Его, то не будете иметь в себе
жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет
жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день
(Ин. 6, 53-54)
Евангельская
заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и
Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для
православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным,
что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь
действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В
то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу
того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству
причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству.
Для начала хотелось бы привести несколько цитат:Всех верных, входящих
в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении
до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения
церковного(9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя
канонов патриарха Феодора Вальсамона "определение настоящего правила
весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не
причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11
правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были
готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три
воскресных дня".
Таким
образом, мы видим, что причастие православного христианина, совесть которого
не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической
нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви.
Сегодня мы можем наблюдать, что все большее
количество наших прихожан стремятся к тому, чтобы приступать к святому
причастию не от случая к случаю (раз в посту), а регулярно. Нередкими
становятся случаи, когда миряне высказывают желание причащаться каждое
воскресенье. Вместе с этим возникают вполне законные вопросы о том, какова
должна быть норма подготовки к таинству причащения.
Сложившаяся
церковная практика говорит нам о необходимости соблюдения трех-дневного поста
перед причастием, вычитывания последования состоящего из трех канонов и
правила к святому причащению, вечерних и утренних молитв, обязательной
исповеди накануне, либо в сам день причастия. Разумеется, причащаться
возможно лишь натощак. Данная практика, которая стала почти что церковным
правилом, стала нормой для большинства приходов Русской Православной Церкви.
При этом мы должны понимать, что данная практика не является древней и не
имеет статуса соборного постановления.
С
канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется
следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора
29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I
Вселенского Собора 13-е. Согласно правилам Карфагенского и Трулльского
соборов причащаться можно только натощак, 9 правило святителя Никифора
Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения
им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость
супружеского воздержания накануне причащения.
Подводя
итог можно сказать, что согласно канонам Церкви православный христианин может
приступать к причастию натощак (не вкушая пищи с полуночи), для тех
православных христиан, кто состоит в браке, накануне причастия необходимо
супружеское воздержание. Объем молитвенного правила, необходимость
соблюдения дополнительных постных дней и обязательная исповедь перед
причастием канонами Церкви не регламентируются.
Все
это, конечно, не говорит о том, что молитвенное правило, постные дни и
исповедь должны отсутствовать в жизни православных христиан. Существующая в
Русской Церкви практика подготовки к причастию, в том случае, если человек
причащается лишь несколько раз в году, совершенно понятна и оправданна для
тех, кто причащается редко. Действительно, если человек большую часть
церковного года не живет церковной жизнью, не соблюдает посты установленные
Церковью, не имеет опыта домашней келейной молитвы, для него будет полезным
провести определенную духовную работу над собой, перед тем как причаститься.
Вопросы возникают тогда, когда миряне, живущие полноценной церковной жизнью,
посещающие регулярно богослужения, соблюдающие все установленные Церковью
многодневные и однодневные посты, изъявляют желание причащаться на каждой
воскресной литургии. Как быть в этом случае с обязательным трех-дневным
постом, учитывая, что пост в субботу воспрещается 64 Апостольским правилом
(Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу,
кроме единые токмо (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин: да
будет отлучен)?
Не
думаю, что будет большим секретом сказать о том, что готовящийся к совершению
литургии священнослужитель не соблюдает дополнительных постных дней перед
причастием, кроме тех постов, которые установлены Церковью. На это можно услышать
возражение о том, что священник не может совершать литургию не причастившись,
но ведь именно об этом говорят каноны и в отношении мирян. 9 Апостольское
правило мы уже приводили. Что касается подготовки к причастию, то священники
не имеют какого-либо особого привилегированного положения, о чем и пишет
святитель Иоанн Златоуст: "Но есть случаи, когда священник не отличается
от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все
одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал
священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего
приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для
священников. Ныне не так — но всем предлагается одно Тело и одна Чаша...
".
Таким
образом, мы видим, что возникает определенная коллизия – священник
совершающий литургию освобождается от необходимости соблюдения дополнительных
постных дней и обязательной исповеди перед причастием, мирянин, изъявивший
желание причащаться каждый воскресный день вынужден помимо прочих постов
соблюдать трех-дневный пост перед причастием, нарушая при этом 64
Апостольское правило, запрещающее пост в субботу.
Как
обстоит дело в других Поместных Церквах? Сразу следует сказать, что нам не
удалось провести всеобъемлющего исследования в отношении практик всех
Поместных Православных Церквей. В мировом православии нами условно были
определены две основные традиции – условно греческая и условно русская.
Греческая практика, к которой мы относим приходы Константинопольской,
Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской, Кипрской Церквей
предполагает возможность причащения мирян за литургией без обязательной
исповеди. Прихожане стараются причащаться каждое воскресенье, при этом
исповедь совершается в отдельное от литургии время и никак не связана с
причастием. Более того, исповедовать может не всякий священнослужитель, а
только тот, кто получил специальную грамоту от архиерея, которая дает право
на совершение исповеди. Обычно подобное разрешение выдается священнослужителю,
который уже имеет достаточный пастырский опыт. Сам факт рукоположения в
священники в греческой традиции еще не означает, что новорукоположенный
батюшка сразу получает власть "вязать и решить".
В Сербской Церкви нет единообразия: все зависит от
того, где "батюшка учился". Выпускники греческих духовных школ
перенимают традиции Элладской Церкви, а священники русской школы считают
исповедь непременным преддверием причащения, а во внепостное время многие из
них причащаться не советуют.
Самая
молодая Поместная Церковь – Православная Церковь в Америке, которая еще в
прошлом веке имела те же самые проблемы, которыми мы задаемся в данном
выступлении, в настоящий момент является одной из наиболее динамично
развивающихся Церквей в Северной Америки. Подготовкой к причастию является
сама Литургия по слову святого Николая Кавасилы: "псалмы и чтения
Писаний предуготовляют нас к освящению Святыми Тайнами". Каждый верный
причащается за каждой Литургией. Канон ко святому причащению и молитвы ко
причащению входят в домашнее молитвенное правило.
Дополнительного
поста не требуется. Соблюдение поста по средам и пятницам, а также больших
постов является достаточным. Т.е. к верным предъявляются те же требования,
которые выполняют сами священники (цитату из Святителя Иоанна Златоуста на
этот счет мы уже приводили).
Исповедь
требуется регулярная (по совету священника – раз в один-два месяца), по
собственному желанию верующего (в большинстве храмов всегда можно
поисповедыватьсядоначала литургии или после вечерни), в случае если верный
впал в смертный грех (убийство, прелюбодеяние, идолопоклонство – включая уход
из церкви на длительный период). В Великом Посту исповедь обязательна для
всех.
Еще
в 70-х годах прошлого столетия православные христиане Америки жили в традиции
"нечастого" причастия. Благодаря усилиям таких прославленных
пастырей как протопресвитер Александр Шмеман и протопресвитер Иоанн Мейендорф
сегодня посещаемость воскресных литургий и праздников в Православной Церкви в
Америке (которая не имеет никаких других ресурсов кроме, собственно,
церковных) – самая высокая среди всех православных юрисдикций США.
Увы,
не во всех Поместных Православных Церквах ситуация столь благоприятная.
Многим из нас знакома современная практика Болгарской Православной Церкви, в
которой последование литургии почти повсеместно исключает возможность
причащения мирян, т.к. предъявляемые требования для причащения неоправданно
строги – месяц поста перед причастием. Следствием этого стали полупустые
храмы Болгарии.
Хочет
ли Русская Церковь пойти по стопам православных Болгарии или нет – зависит от
той позиции, которую будет отстаивать духовенство нашей Церкви. Нам
представляется, что существующее разнообразие богослужебных традиций в
различных Поместных Церквах есть совершенно нормальное и объяснимое явление.
Но отношение к таинствам, не может бытьтрадициейтой или иной Церкви. В этом
вопросе мы можем говорить лишь о том, кто более, а кто менее соответствует
тому, что называется Преданием Церкви.
Разумеется,
речь не идет о том, чтобы снять все возможные ограничения и причащать всех
подряд без разбора. Как мы уже и говорили, для людей причащающихся редко
существующая практика является вполне оправданной. Но задача пастыря в том, чтобы
вдохновлять верных для постоянного участия в Таинствах и помочь выработать
разумное и посильное правило подготовки. В том случае, если сам верный хочет
более полного участия в Таинствах, мы должны всячески поддерживать такое
стремление и выработать разумные пастырские подходы. В этом вопросе нам
весьма необходимо то, что в православном богословии называется consensus
patrum, т.е. "согласием отцов". И если святоотеческий consensus
patrum по данной проблематике однозначен, согласие отцов ныне здравствующих
не всегда очевидно.
Представляется
целесообразным, опираясь на каноны Церкви, определить индивидуальный подход
для каждого прихожанина, учитывая имеющийся у него опыт церковной жизни. В
том случае, если человек изъявляет желание регулярного причастия за каждой
воскресной литургией (что идеале должно стать нормой для всех прихожан)
возможно преподание благословления на причащение без дополнительного
трех-дневного поста (разумеется, с обязательным соблюдением имеющихся в
Церкви постов). Объем молитвенного правила должен быть не меньше имеющегося в
наших молитвословахПравила ко святому причащению,включающее в себя три
псалма, канон и молитвы перед причащением. Чтение трех канонов должно быть
оставлено на усмотрение готовящегося к причастию.
Вопрос
об обязательной исповеди, конечно, один из наиболее деликатных. Исповедь не
являетсяслужебнымтаинством по отношению к причащению, и особенно печально,
когда исповедь многими прихожанами по меткому замечанию о. Александра Шмемана
воспринимается как "билет на причастие". Разумеется, что и здесь
возможен индивидуальный подход, особенно в тех случаях, если прихожане
(согласно 66 правилу VI Вселенского собора) желают причащаться во все дни
Светлой седмицы. Пытаясь оградить мирян от формализации таинства причастия
мы, по сути, формализуем таинство исповеди, которое из таинства "второго
крещения" становитсяодним изусловий для причастия.
В
любом случае пастырь всегда должен помнить, что он не имеет права требовать
от пасомых того, что он сам не исполняет. Не лишним для нас было бы помнить
слова Христа: "…Вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена
неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них"
(Лк. 11, 46).
И
завершить свое выступление хотелось бысловами архимандрита Ефрема, игумена
Ватопедского монастыря, сказанные им во время принесения в Россию Пояса
Пресвятой Богородицы:
"Я
знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо
поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого
обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием.
Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном
порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат
Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты
в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет
поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения,
пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда
не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых,
священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам
надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда
у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно
чаще".
протоиерей
Дмитрий Карпенко
Доклад был сделан на XX съезде духовенства
Белгородской и Старооскольской епархии) РПЦ МП 2 января 2012 г., опубликован
на сайте епархии
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий