вторник, 22 мая 2012 г.

Молодежный формат


От того, какие усилия мы приложим ныне в деле православного воспитания подрастающего поколения, зависит, кто завтра придет в наши храмы, какими духовными и жизненными принципами будет руководствоваться церковный народ в грядущие десятилетия, даст ли Церковь новый импульс для вхождения широких кругов молодежи в спасительную церковную ограду. На пути этого служения нам, видимо, следует — не отказываясь от принципов разумного церковного консерватизма — перешагнуть через некоторые сложившиеся стереотипы, больше внимания уделять новым, часто нетрадиционным формам работы с молодым поколением, памятуя слова святого апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9:22).
(Архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Всецерковного православного молодежного движения)

Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил феномен — "неформалов") продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами. Повлиять на эту ситуацию в государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших силах как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны подобные требования.

 Проблемы, которые можно вынести «во главу угла» могут составить целый список.
Есть интересная китайская пословица «Чтобы избавиться от комаров, надо вначале избавиться от болота».
Но в большей степени мы даже и не представляем где « застряли наши тинейджеры».
Начнем с самого первого. Характерные черты молодёжи – стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике, желание быть «на ровной ноге» с взрослыми, стремление к активной деятельности. Именно в подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности, – в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук. Это требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приёмов запоминания.
Изменяется и отношение к окружающему: подросток уже не ребёнок и требует иного к себе отношения.
Подростковый возраст, особенно с 13-15 лет – это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес к мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле, происхождение человека, смысл жизни.
Формированию у подростка правильного отношения к действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы сознательного, принципиального поведения в обществе, которые дают о себе знать и в будущем. Нравственные убеждения подростка складываются под влиянием окружающей действительности. Они могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков.
В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как показали исследования, идеалы у подростков проявляются в двух основных формах. У подростка младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств. С возрастом у молодого человека наблюдается заметное «движение» от образов близких людей к образам лиц, с которыми он непосредственно не общается.
Старшие подростки начинают предъявлять более высокие требования к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что окружающие, даже очень любимые и уважаемые ими, в большинстве своем самые обыкновенные люди, хорошие и достойные уважения, но не являются идеальным воплощением человеческой личности. Поэтому в 13-14 летнем возрасте особенное развитие приобретают поиски идеала за пределами близких родственных отношений.
В развитии познания молодёжи окружающей действительности наступает такой момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих. И в этот момент нам бы стоило стоять рядом и показывать пример. Но, увы, это не всегда получается.
А молодежь чувствует, как на них не обращают внимания. И среди красивых обещаний о прекрасном будущем в реальности получает пустоту.
Современный мир пытается навязать молодёжи свои принципы существования. Как выразился один из современных американских писателей Ф. Бегбедер:  «Просто Хватай и Беги».
Куда? Зачем? И надо ли это брать?
Молодежь тонко чувствует неправду в мире взрослых, бунтует против лжи, жестокости и равнодушия, с чем сталкивается в семье и обществе. Именно в этом возрасте человек стремится к подлинности существования, так как уже ушел от утопического мировосприятия ребенка, но еще не смирился с реальностью, как многие взрослые. В отличие от ребенка, которого устраивают игра и фантазии, юноша испытывает жажду реальности, стремление к достоверности, истинности и подлинности. Его привлекает определенность, конкретность, однозначность.
Но только одно но: то,  что действительно молодой человек называет определенностью, вектором его поступков, и ценностью,  являются ли таковыми, - это вопрос?
И выбрав данное, которое действительно повлияет на его восприятие мира и действительности, и при этом  будет влиять на его цель и мировоззрение.
Но даже при этом Истину не выбирают, она дается, сообщается человеку, открывается ему.  
И молодой человек прекрасно понимает это. Даже если не видно этих исканий и поисков они есть. И эти поиски доказываются многообразием субкультур.
У молодого человека происходит идентификация с полом, семьей, племенем, нацией, религией. Тождественность может устанавливаться как внешнее соответствие с моделью, идеалом, образцом, с чем-то должным, установленным традицией и предписанным законом.
Красивое слово Мода рассказывает, что делать и зачем. Просто хватай и беги. А куда, тебе скажут, и ни в коем случае не останавливайся. Это не нужно. 
Буквально лет 30 – 40 назад на недостаточную серьезность бытия человека в субкультуре указывал и небольшой возрастной промежуток в 3-5 лет, которые молодой человек посвящал свои поиски и эксперименты. Потом он выбирал либо современный образ жизни, против которого недавно бунтовал, либо конкретную традицию, религиозную или национальную и там успокаивался.
Современной молодёжи вряд ли представиться такой выбор.
Скорее всего, молодёжный призыв наших родителей «Живи быстро умирай молодым» у нашей молодёжи звучит как установление.
Современная молодежь не приучена к философствованию, осмыслению, и самое главное, анализу окружающего мира. Способности мышления взаимосвязаны с чувствительной частью внутреннего мира, а чувства у нашей молодежи забиты «клипами».
Но все равно пытливый ум делает попытки осмысления действительности, поиска смысла жизни и самое главное Истины.
Выбор истины из предложенных вариантов у современной молодёжи не является полноценным. Так как им не предоставляется весь спектр философских исканий. И при этом взрослый “people” не прилаживает усилий показать всю картину происходящего, так как сам зачастую  запутывается.
«Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают — любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно  создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества» (Ф.Бегбедер. 99 франков. Париж 2000).

                Преподаватель Основ Христианской этики Александров Андрей

Комментариев нет:

Отправить комментарий