От того,
какие усилия мы приложим ныне в деле православного воспитания подрастающего
поколения, зависит, кто завтра придет в наши храмы, какими духовными и
жизненными принципами будет руководствоваться церковный народ в грядущие
десятилетия, даст ли Церковь новый импульс для вхождения широких кругов
молодежи в спасительную церковную ограду. На пути этого служения нам, видимо,
следует — не отказываясь от принципов разумного церковного консерватизма —
перешагнуть через некоторые сложившиеся стереотипы, больше внимания уделять
новым, часто нетрадиционным формам работы с молодым поколением, памятуя слова
святого апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней
мере, некоторых» (1 Кор. 9:22).
(Архиепископ Костромской и Галичский Александр,
председатель Всецерковного православного молодежного движения)
Сегодня целый комплекс противоречивых проблем,
происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные
споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил
феномен — "неформалов") продолжает удивлять мыслящую половину
человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками
решать их административными методами. Повлиять на эту ситуацию в
государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших силах как минимум,
познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны подобные требования.
Проблемы, которые можно вынести «во главу угла» могут составить целый список.
Есть интересная китайская пословица «Чтобы избавиться
от комаров, надо вначале избавиться от болота».
Но в большей степени мы даже и не представляем где «
застряли наши тинейджеры».
Начнем с самого первого. Характерные черты молодёжи –
стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике, желание быть «на
ровной ноге» с взрослыми, стремление к активной деятельности. Именно в
подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным,
уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и
деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной
деятельности, – в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение
основ наук. Это требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления,
новой организации внимания, приёмов запоминания.
Изменяется и отношение к окружающему: подросток уже не
ребёнок и требует иного к себе отношения.
Подростковый возраст, особенно с 13-15 лет – это
возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает
руководствоваться в своём поведении. В этом возрасте появляется интерес к
мировоззренческим вопросам, таким, как возникновение жизни на Земле,
происхождение человека, смысл жизни.
Формированию у подростка правильного отношения к
действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное
значение, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы сознательного,
принципиального поведения в обществе, которые дают о себе знать и в будущем.
Нравственные убеждения подростка складываются под влиянием окружающей
действительности. Они могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это
имеет место в тех случаях, когда они складываются под влиянием случайных
обстоятельств, дурного влияния улицы, неблаговидных поступков.
В тесной связи с формированием нравственных убеждений
молодых людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно
отличаются от младших школьников. Как показали исследования, идеалы у
подростков проявляются в двух основных формах. У подростка младшего возраста в качестве
идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором он видит
воплощение высоко ценимых им качеств. С возрастом у молодого человека
наблюдается заметное «движение» от образов близких людей к образам лиц, с
которыми он непосредственно не общается.
Старшие подростки начинают предъявлять более высокие
требования к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что
окружающие, даже очень любимые и уважаемые ими, в большинстве своем самые
обыкновенные люди, хорошие и достойные уважения, но не являются идеальным
воплощением человеческой личности. Поэтому в 13-14 летнем возрасте особенное
развитие приобретают поиски идеала за пределами близких родственных отношений.
В развитии познания молодёжи окружающей
действительности наступает такой момент, когда объектом познания становится
человек, его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает
направленность на познание и оценку морально-психологических качеств
окружающих. И в этот момент нам бы стоило стоять рядом и показывать пример. Но,
увы, это не всегда получается.
А молодежь чувствует, как на них не обращают внимания.
И среди красивых обещаний о прекрасном будущем в реальности получает пустоту.
Современный мир пытается навязать молодёжи свои
принципы существования. Как выразился один из современных американских
писателей Ф. Бегбедер: «Просто Хватай и
Беги».
Куда? Зачем? И надо ли это брать?
Молодежь тонко чувствует неправду в мире взрослых,
бунтует против лжи, жестокости и равнодушия, с чем сталкивается в семье и
обществе. Именно в этом возрасте человек стремится к подлинности существования,
так как уже ушел от утопического мировосприятия ребенка, но еще не смирился с
реальностью, как многие взрослые. В отличие от ребенка, которого устраивают
игра и фантазии, юноша испытывает жажду реальности, стремление к достоверности,
истинности и подлинности. Его привлекает определенность, конкретность,
однозначность.
Но только одно но: то,
что действительно молодой человек называет определенностью, вектором его
поступков, и ценностью, являются ли
таковыми, - это вопрос?
И выбрав данное, которое действительно повлияет на его
восприятие мира и действительности, и при этом
будет влиять на его цель и мировоззрение.
Но даже при этом Истину не выбирают, она дается,
сообщается человеку, открывается ему.
И молодой человек прекрасно понимает это. Даже если не
видно этих исканий и поисков они есть. И эти поиски доказываются многообразием
субкультур.
У молодого человека происходит идентификация с полом,
семьей, племенем, нацией, религией. Тождественность может устанавливаться как
внешнее соответствие с моделью, идеалом, образцом, с чем-то должным,
установленным традицией и предписанным законом.
Красивое слово Мода рассказывает, что делать и зачем.
Просто хватай и беги. А куда, тебе скажут, и ни в коем случае не
останавливайся. Это не нужно.
Буквально лет 30 – 40 назад на недостаточную
серьезность бытия человека в субкультуре указывал и небольшой возрастной
промежуток в 3-5 лет, которые молодой человек посвящал свои поиски и
эксперименты. Потом он выбирал либо современный образ жизни, против которого
недавно бунтовал, либо конкретную традицию, религиозную или национальную и там
успокаивался.
Современной молодёжи вряд ли представиться такой
выбор.
Скорее всего, молодёжный призыв наших родителей «Живи
быстро умирай молодым» у нашей молодёжи звучит как установление.
Современная молодежь не приучена к философствованию,
осмыслению, и самое главное, анализу окружающего мира. Способности мышления
взаимосвязаны с чувствительной частью внутреннего мира, а чувства у нашей
молодежи забиты «клипами».
Но все равно пытливый ум делает попытки осмысления
действительности, поиска смысла жизни и самое главное Истины.
Выбор истины из предложенных вариантов у современной
молодёжи не является полноценным. Так как им не предоставляется весь спектр
философских исканий. И при этом взрослый “people” не прилаживает усилий
показать всю картину происходящего, так как сам зачастую запутывается.
«Если народ имеет то правительство, которое он
заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они
сами воспитывают — любое проявление невнимания к молодёжным проблемам
способно создать ещё большие проблемы
для настоящего и будущего общества» (Ф.Бегбедер. 99 франков. Париж 2000).
Преподаватель Основ Христианской
этики Александров Андрей
Комментариев нет:
Отправить комментарий