В апреле нынешнего года Павлу Борисовичу Луспекаеву исполнилось бы 85. Сорок три года прошло с тех пор, как его не стало, то есть практически столько же, сколько он прожил, а память об этом человеке жива и сейчас. Его путь был стремительным и коротким, но оставил необычайно яркий след на земле.
Нет, этот человек не был идеальным, он не лишен был слабостей, но, в то же время, именно этот, такой неоднозначный, человек стал для многих примером чистосердечия и доброты, мужественности и искренности, но главное – необычайной силы духа. Кто-то утверждает, что Павел Луспекаев родился в Луганске, на самом же деле он появился на свет 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Мясниковского района Ростовской области. Отец его родом из нахичеванских армян (из села Большие Салы), работал мясником; мать – донская казачка. От нее Павел взял высокий рост, стать, горластость и прямодушие. От отца – горячий нрав…
Но к нашему городу Луспекаев имеет самое прямое отношение – семья перебралась в Луганск, который стал для юноши и второй родиной, и стартовой площадкой для творческой реализации – именно здесь совершенно неожиданно началась его артистическая карьера…
В начале 1940-х годов Павел поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним был эвакуирован во Фрунзе. В 1943 году пятнадцатилетним подростком ушел добровольцем на фронт. Кто знал Луспекаева лично, мог подтвердить, что этот поступок вполне соответствовал его характеру – не мог он оставаться в стороне, когда его родную землю топчет враг. Попал Павел в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы. В одном из разведывательных рейдов ему пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги – с тех пор кровь по сосудам уже не могла проходить нормально. А потом в ближнем бою Луспекаева тяжело ранило в руку разрывной пулей – раздробило локтевой сустав. В саратовском военном госпитале ему уже ввели наркоз – ампутация казалась единственным способом сохранить юноше жизнь. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не дал слово, что попробует обойтись без ампутации. И ничего - рана зажила. В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел вернулся в родной Луганск, где начал петь в хоре Луганской филармонии. Здесь его и присмотрел режиссер русского драмтеатра и взял к себе. За два года Павел сыграл несколько довольно больших ролей, среди которых – Алешка в спектакле «На дне» и Людвиг в постановке «Под каштанами Праги». Очень скоро луганские театралы стали ходить на «своего Пашку» и, быть может, ходили бы и дальше, если бы не решение руководства театра отправить Луспекаева в Москву – учиться на артиста!
Было лето 1946 года, Луспекаев подал документы в Театральное училище имени М. С. Щепкина. По свидетельству очевидцев, он был преисполнен решимости обязательно поступить. И вот настал день сдачи экзамена. На сцену вышел молодой человек с большими горящими глазами и начал читать рассказ Довженко... В профессиональном смысле это было чтение абсолютно неграмотного человека, но... огромного дарования. Его темперамент захватывал, его обаяние завораживало, вспоминают бывшие однокурсники Луспекаева.
Луспекаев был принят, и, что касается такого предмета, как «актерское мастерство», то здесь он заметно выделялся среди всех своих товарищей – педагоги неизменно ставили ему «отлично».
Во время учебы Луспекаев познакомился со студенткой Инной Кирилловой, которая училась на два курса старше его. Их любовь друг к другу была одной из самых трогательных в училище, и в скором времени дело завершилось свадьбой. Венцом этого брака стала дочь, которую счастливые родители назвали Ларисой.
Училище Луспекаев закончив в 1950 году. По окончанию попал в Тбилисский государственный русский драматический театр имени А. С. Грибоедова. В Тбилисском театре имени А. Грибоедова Луспекаев по праву считался одним из самых заметных актеров. Замечен он был и кинематографистами, и в 1954-1955 годах ему поступило сразу два предложения из киностудии «Грузия-фильм» сняться в кино. Луспекаев согласился.
Так он сыграл Бориса в фильме «Они спустились с гор» и Карцева в «Тайне двух океанов».
В середине 50-х годов в тбилисском театре ставил спектакли киевский режиссер Л. Варпаховский. Он был очень высокого мнения об актерском мастерстве Луспекаева. И, уехав в Киев, в Театр русской драмы имени Леси Украинки, он стал буквально забрасывать Луспекаева письмами с предложением переехать к нему. Луспекаев какое-то время колебался, однако в 1957 году забрал жену с дочерью и приехал в Киев. Его первой ролью на сцене этого театра стал военный моряк Бакланов в спектакле «Второе дыхание» по пьесе А. Крона.
Стоит отметить, что эта роль Луспекаева буквально поразила театральный Киев. Не прошла незамеченной эта роль Луспекаева и для кинематографистов. В 1958 году приступил к съемкам приключенческого фильма «Голубая стрела». Картина вышла на экраны страны в 1959 году и стала одним из фаворитов сезона.
В 1959 году популярный актер Кирилл Лавров, работавший в Ленинградском БДТ, приехал к родным в Киев. Он посетил театр Леси Украинки и обратил внимание на Павла Луспекаева: «Он произвел на меня огромное впечатление. Такое проникновение в суть характера своего героя, такое поразительно органичное существование на сцене мне редко приходилось видеть, хотя я знал многих прекрасных актеров». Лавров рассказал о талантливом актере Товстоногову. Так вскоре Луспекаев оказался в БДТ. В течение первых трех лет работы в этом театре он испытывал небывалый творческий подъем, выпуская по две новые роли в год, но в 1962 году у Луспекаева обострилась болезнь ног, и на одной ступне образовалась серьезная рана, которая никак не зарубцовывалась. Когда на ногах появились незаживающие язвы, Луспекаеву было тридцать. «Газовая гангрена, последствие юношеского обморожения ног», – сказал врач. И на этот раз ампутации избежать не удалось…
В дни, когда болезнь наваливалась на Луспекаева и не давала сделать и шага, он лежал дома и сочинял рассказы. Об этом его увлечении не знал никто, кроме близких. Но однажды Луспекаев поведал свою тайну своему коллеге по театру и соседу по лестничной площадке актеру Олегу Басилашвили.
Олег Валерианович вспоминает: «Однажды, когда я вошел к нему в комнату, он смущенно-торопливо спрятал под подушку какую-то тетрадку. Я понял, что лучше не спрашивать его ни о чем. Но как-то... он предложил прочесть его рассказ. Я прочел то, что он назвал рассказом. Потом еще что-то подобное… Ясно было, что пером движет рука совершенно неопытного литератора, но точность увиденного, непривычность взгляда на жизнь, подлинная искренность, самобытность рассказов Луспекаева произвели на меня ошеломляющее впечатление…»
Павел Луспекаев создал немало достойных образов как в театре, так и в кино, но главной его работой по праву признан образ таможенника Верещагина в известном фильме «Белое солнце пустыни». Связь между актером и его героем была настолько сильной, что съемочная группа начала называть Верещагина Паша, хотя по сценарию его звали Александр. Луспекаев сумел показать его трогательное простосердечие, наивность, незащищенность, ведь, по сути, таким был он сам. Работа Луспекаева в фильме «Белое солнце пустыни» была подвигом, победой человеческого духа над безвыходными обстоятельствами. Снимаясь больным, актер создал былинный образ живого человека со всеми его слабостями и силой, недюжинным оптимизмом и неизбывной грустью.
Роль таможенника Верещагина стала для Луспекаева последней. Тогда он уже ходил на протезах. В дни съемок Луспекаеву приходилось немало вышагивать на своих протезах по зыбучим пескам, и каждый шаг причинял ему адскую боль. Как он старался этого не показывать! Когда шел на съемочную площадку, за ним всегда следовала его супруга и несла алюминиевый стульчик, и Луспекаев через каждые двадцать метров говорил ей: «Подставь». После съемок он всегда садился у моря, опускал ноги в воду. И у него, говорят те, кто видел, в глазах стояли слезы. Он чувствовал, что жизнь подходит к концу, но только так, наедине с морем, он ее оплакивал. И все время старался быть в кругу людей, в компаниях, которые всегда так любил...
Луспекаев умер 17 апреля 1970 года от разрыва сердечной аорты, не дожив три дня до своего сорок третьего дня рождения. Павла Борисовича похоронили в Ленинграде на Северном кладбище. На его могиле петербургские таможенники, которые называют Луспекаева главнейшим таможенником страны, поставили памятник с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада». В память о таможеннике Верещагине они взяли шефство над могилой актера и приезжают туда в день своего профессионального праздника… В 2002 году во Владивостоке на воду был спущен таможенный корабль, названный в честь легендарного героя фильма – «Павел Верещагин», судно несет службу у берегов Сахалина и Курил.
Елена Ходус
Комментариев нет:
Отправить комментарий