понедельник, 14 мая 2012 г.

Праздник Тайны, торжество Троицы



Знаете, на какой вопрос среднестатистическому гражданину очень трудно ответить? Да и не только обывателю, но даже тому, кто что-то знает о православии и обязательно посещает храмы дважды в год, дабы освятить на Крещение водичку, а на Пасху куличи с яйцами.
Спросите у себя или у соседей своих, что мы празднуем на Троицу? В лучшем случае услышим - начало лета. Еще начинаются рассуждения о вере в Бога и Его Сына, добавляется что-то о Святом Духе. Правда, на замечание, что и Дух Святой - это тоже Бог, пред тобой обычно удивленные глаза с недоверчивым взглядом.
Да что там обыватель! Ныне модно открытки к праздникам рассылать, ордена с грамотами, простите, «подяками» раздавать, вот и к Троице открытки появились. Но стоит в них написать: «Поздравляю с Днем рождения Церкви» недоуменный вопрос обеспечен.
 Троица ассоциируется с рублевской иконой, причем, видим мы в ней не три в одном и одно в трех, а каждого в отдельности, которые, встав из-за стола, могут разойтись в разные стороны.
Те же, кто внимательно читал Евангелие, объяснят, что Христос после своего Воскресения и Вознесения обещал апостолам, что скоро они получат великий Дар, который даст им возможность не только проповедовать Христа, но и совершенно реально пребывать в Нем и с Ним. Что в этот день была создана Церковь Христова, но всё же на конкретный вопрос, что же такое или кто такая Троица, ответа так и не последует...
Зачем же Бог создал такой «секрет», который человеческим разумом неразрешим? Для чего таинственное понятие рациональным разумом необъяснимо и логическому осмыслению не поддается?
Можно, конечно, уподобиться так называемым «религиозным» объединениям, мыслящим на амебно-инфузорном уровне и заявляющим, что Троицы вообще не существует, так как в Библии о ней ничего не сказано, но мы ведь все же образ и подобие Божье, личности творческие. Не престало тем, ради которых Бог пришел на эту землю, видеть мир через призму бруклинской «Сторожевой башни», активно читаемой и насильно распространяемой из домостроений под кодовым названием «зал царств».
 Поэтому нам хочется найти ответ и хоть как-то понять, как же так может быть, что Единица равняется Трем?
Это не только нам присущее желание. Великие богословы и мыслители пытались определить сущность тринитарной веры, дать простое и понятное объяснение. Но тщетно. Не получается. Не выходит.

Существует такой рассказ. Однажды блаженный Августин - один из отцов Церкви, мыслитель, облаченный великой мудростью и многочисленными познаниями, - задумал написать всем понятный трактат о Святой Троице. Объяснить Тайну. Долгие дни и ночи составлялся богословский труд, но четкой и всем понятной формулы не выходило. Расстроенный Августин вышел на берег моря и задумчиво бродил по песчаному берегу в поисках нужных слов и определений.
На берегу он оказался не одинок. Незнакомый мальчик игрался рядом с волнами. Августин подошел ближе. Ребенок, выкопав в паре метров от воды небольшую ямку, монотонно переносил в нее небольшим черпачком морскую воду.
- Что ты делаешь? - спросил богослов.
- Хочу перелить море в эту ямку, - ответило дитя.
- Глупый, это невозможно, - с улыбкой сказал Августин.
- Скорее, я вычерпаю это море в ямку, - сказал мальчик, - чем ты, Августин, напишешь определение Троицы.
И тогда Августин понял, что ребенок этот - посланник Божий, ангел, который дал ему разумение, что не в силах человеческих уразуметь таинственную Троицу. Это то, что человеческим разумом непостижимо, то, что мы должны принимать верою, находить подтверждение троичности в жизни нашей, но не пытаться понять, отчего и почему сотворено именно так.
Представьте непредставляемое, то есть, мы вдруг открыли тайну Троицы. Тогда каждый из понявших становится Богом, что невозможно. Ведь не может сын стать отцом своего отца, не может созданный человек быть выше Создателя.
Благая Тайна постоянно открывает себя в нашей жизни. Мы знаем о троичности почти всех процессов происходящих в мире, знаем, что и сами в сути своей составляем три в одном: тело, разум, душа, да и Библия преткновенно (таинственно) говорит нам об этом.
Давайте откроем книгу книг.
- И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Быт. 1:26). Именно «нашему», число множественное. Бог не одно Лицо.
- И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас (Быт.3:22). 
И здесь множество.
Третья цитата, которую так не любят те, для кого Троица не признаваема:
- И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли (Быт.18:1,2).
И последняя, уже из Нового Завета, когда Господь посылает апостолов на проповедь: 
- Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф.28:19).
Как видим, Христос говорит во имя, а далее следует перечень трех. Имя одно, а сущностей (ипостасей) трое.
Поэтому, давайте не будем богословствовать на тему, которая человеческим разумом непостижима. Не станем уподобляться тем, кто, отрицая Тайны Божьи, гарантирует себе жизненный проблеск в вечности, в размере 60-80 лет, а потом с криком и воплями безысходности уходит туда, где никогда не будет пребывать свет разума, творческая жизнь и беспредельное совершенствование.
День Троицы мы называем и Пятидесятницей, так как Дух Святой снизошел на апостолов на 50-й день после Христова Воскресения. Так была создана Церковь Христова. Огненные языки пламени, почившие на главах апостольских, дали им великий дар совершать Таинство Божественной литургии, того действа, которое является основой Церкви.
 И поныне, сохраняя апостольскую преемственность, в каждом храме священник, силою своей молитвы совершает это Чудо, когда обыкновенные хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христову. И мы, очистившись покаянием, вкушая частицы этой Крови и Тела, становимся сопричастниками (частью) Христа, то есть Христос в нас и мы в Нем.
С днем рождения, Церковь Православная! С Троицей Святой!

протоиерей Александр Авдюгин

Комментариев нет:

Отправить комментарий